ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Туренко М.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие речи учащихся в начальной школе разнообразна. Одно из ее направлений - написание сочинений разных видов.

По мнению М.Л. Львова сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Сочинение заставляет обучающегося упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности [1].

Анализирую программы для начальной школы по развитию речи можно отметить, что во всех классах даются сочинения типа рассказа, во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе– элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

Р.Л. Рождественская считает, что существует несколько форм написания сочинений в начальной школе: сочинение по картине, по наблюдениям, сочинения миниатюры, на заданную тему и так далее. Главной целью всех этих форм написания сочинений является - формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языковые средства. Сочинение тесно подводит обучающегося к усовершенствованию речевой деятельности. Этот вид работы, на котором как бы смыкаются два направления: совершенствование речевой деятельности и формирование каждого из речевых умений. Если же изложение предполагает понимание учеником задач, решаемых автором, темы текста, его основной мысли, их последовательности, особенностей использования языковых средств и так далее, а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения ученику предстоит все определить и реализовать самому. Анализируя работу над развитием связной речи можно предложить новые формы работы над сочинением[3].

Сочинение в виде загадок.

В толковом словаре В. Даля загадка – это краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. То, что непонятно детям и требует решения или разъяснения. Это можно сделать как в игровой, так и в традиционной форме. Несмотря на то, что обучающиеся часто разгадывают загадки, начиная с дошкольного возраста, уроку проведения сочинения предшествует подготовительная работа: игра «На что похоже?», подбор точных слов для словесного рисунка, игра в рифмы, отгадывание загадок, наблюдение за тем, как они «устроены». В ходе работы над загадками у обучающихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.

Сочинения записки.

Записка – это короткое письмо, краткое изложение какого-нибудь дела. Записки пишут, когда нет возможности сказать что-то лично, нет возможности встретиться, нет времени, чтобы написать подробное письмо. Записки кладут в ящик, сделанный самими обучающимися в классе или вешают на видное место или с кем-то передают. Можно предложить обучающимся писать анонимные записки, а так же оформить все как надо подпись, чтобы они определились, что это будет обращение, просьба или какое-то приглашение.

Сочинение письмо.

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания оюучающихся, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям это могут быть их одноклассники, родители, проблемы в семье или школе. Все это обучающийся может написать в своем письме не ограничивая его в конкретной теме. Здесь учитель должен объяснить обучающимся, что нужно писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам; вырабатывать культуру письма. Сам учитель, работая с обучающимися над жанром письма, обязан быть корректным. Письма нельзя подвергать грубым публичным исправлениям, помогая обучающимся увидеть недочеты, надо подходить к процессу обучения очень осторожно[2].

Итак сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания, независимо от того какого оно вида или формы написания. Потому что при изложении своих мыслей обучающийся приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

Еще одним видом развития связной речи является написания изложения. С точки зрения психологии речи, изложение представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности восприятие чужого текста и его воспроизведение.

По мнению М.Р. Львова изложить - это значит пересказать содержание текста, передать его кому- то точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чем или о ком идет речь. Традиционно изложение в начальной школе пишут: сжатые, полные или выборочные. Для обучающихся писать изложение в начальной школе гораздо легче чем, написать сочинение. Но ведь и написание изложения можно сделать гораздо интереснее и красочней. Обычно изложение пишут: учитель прочитывает несколько раз текст, обучающиеся пишут план, записывают на черновики что успевают, а затем приступают к самому написанию изложения.[1]

Одним из новых форм работы является изложение с элементами сочинения. Дать обучающимся определенный текст прочитать, закончить его читать на каком-нибудь интересном моменте и дать обучающимся возможность самим закончить этот рассказ, не ограничивая их в объеме.

Кроме этого, можно сводить в театр на какую-нибудь не долгую детскую постановку, после которой они постараются изложить все увиденное. Или на уроке просмотреть фильм или сказку, а потом они перескажут увиденное в своем изложении. Еще одна форма изложения это прогулка по лесу туда они могут взять с собой черновики и, опираясь на какой-нибудь планшет фиксировать увиденное или услышанное. Сделать так же план и учитель может в этом им помочь. Обучающимся можно предложить прослушивать текст в аудиозаписи для них это тоже будет очень необычно и интересно[5].

Все эти формы изложений учитывают целесообразность развития разных особенностей обучающихся как к восприятию текста, так и воспринятого зрительно.

Таким образом, при проведении изложений необходимо учитывать особенности данного типа и знать методику. Каждая форма изложения преследует свою цель. При разработке методики форм проведения изложения необходимо учитывать его характеристику. Работа над изложением обогащает словарь школьников, совершенствует синтаксический строй их речи, формирует навыки запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста, закрепляет знания о типах речи и стилях, развивает логическое мышление школьников и тренирует память.

Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи обучающихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме. Изложения и сочинения формируют и совершенствуют связную речь обучающихся.

Список использованной литературы

  1. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Сосновская. – М., 2003. – 564 с.

  2. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. / Составитель Т.П.Сальникова. – М., 2001.

  3. Рождественская, Р.Л. Обучение грамоте в начальных классах./ Р.Л. Рождественская. – Белгород, 2007. – 126 с.

  4. Рождественская, Р.Л. Основы каллиграфии. /Р.Л.Рождественская. – Белгород, 2002. – 126 с.

  5. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская. - М., 1997. – 329 с.

Просмотров работы: 475