ЭВОЛЮЦИЯ БРИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭВОЛЮЦИЯ БРИКС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Цаплина Е.И. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В этом году исполнится шестнадцать лет с того момента, как Джим О’Нилл, экономист американской финансово-инвестиционной компании «Голдман Сакс», предложил термин-акроним БРИК для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП – Бразилии, России, Индии и Китая. В 2011 г. к группе этих стран присоединилась ЮАР, и БРИК превратился в БРИКС [1].

Практическое взаимодействие в формате БРИК осуществляется с 20 сентября 2006 г., когда по инициативе президента России Владимира Путина состоялась встреча министров иностранных дел России, Бразилии, Китая и министра обороны Индии в Нью-Йорке.

Вес БРИКС на международной арене определяется авторитетом и экономическим потенциалом входящих в него стран. Все члены объединения принимают участие в работе «Большой двадцатки», а Китай и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН. Кроме того, страны БРИКС занимают важные геостратегические позиции в своих регионах, а значительное политическое и экономическое влияние, которым они обладают, позволяет им выступать в роли своеобразного ориентира для ближайших соседей при принятии и осуществлении последними внешнеполитических решений. Доля членов «пятерки» в мировом ВВП по паритету покупательной способности неуклонно растет, составляя в настоящее время около 30 %. Страны объединения имеют существенные запасы природных ресурсов, в том числе энергоносителей, минеральных ресурсов, полезных ископаемых.

В нынешних международных реалиях, когда все больше ощущается необходимость создания новых регуляторов мировой экономики и системы международных отношений в целом, БРИКС начинает выступать в качестве реальной альтернативы существующего миропорядка. В условиях кризиса Бреттон-Вудских финансовых институтов, фактически обслуживающих интересы только развитых стран, члены «пятерки», нацеленные на реформирование мировой финансово-экономической системы, создают и развивают свои – Новый банк развития и Пул условных валютных резервов.

Тем не менее, будущее БРИКС пока остается неопределенным. Серьезный политический и экономический кризис в Южно-Африканской Республике, смена власти в Бразилии, противоречия между Индией и Китаем и другие проблемы ставят под вопрос перспективы эволюции объединения. Ниже предлагаются пять возможных сценариев развития группировки, проанализируем каждый из них и попытаемся выявить наиболее вероятный ход дальнейших событий.

Сценарий 1. Рост группировки вширь

Вопрос о возможности расширения списка стран-членов БРИКС в научной литературе поднимается довольно часто, причем мнения экспертов по этому поводу разнятся. Ряд стран, таких как Судан, Египет, Индонезия, Турция и некоторые другие, публично заявляли о своем желании присоединиться к «пятерке».

На сегодняшний день среди потенциальных участников объединения можно выделить Аргентину, являющуюся второй экономикой в Южной Америке, играющую активную роль в деятельности регионального экономического объединения МЕРКОСУР (общий рынок Аргентины, Бразилии, Уругвая, Венесуэлы и Парагвая). Данная страна участвует в определении политического курса всего региона, представляя вместе с Мексикой и Бразилией Латинскую Америку в G-20. Присоединение Аргентины к БРИКС способствует повышению роли группировки не только в регионе, но и на международной арене в целом.

Также серьезным претендентом на вступление в ряды БРИКС представляется такой крупный актор мусульманского мира, как Иран, тем более что большинство препятствующих (с формальной точки зрения) его присоединению к группировке санкций в январе 2016 г. было снято. Принимая во внимание географическое положение страны, находящейся в центре Ближнего и Среднего Востока, имеющиеся ресурсы, рост экономики после отмены санкций, можно с уверенностью говорить о том, что членство Исламской Республики Иран в БРИКС укрепит позиции объединения в мировой экономике, в том числе на глобальном рынке углеводородов.

Итак, присоединение новых стран к «пятерке», бесспорно, повысит ее влияние в мире, увеличит масштабы взаимодействия в рамках G-20 и ООН. Однако, на мой взгляд, расширение БРИКС в краткосрочной перспективе маловероятно, т.к. прием новых членов в настоящее время не представляется целесообразным. На первом плане сейчас стоит ряд задач, решение которых необходимо для дальнейшей эволюции группировки.

В первую очередь данному объединению стоит заняться развитием своей институциональной системы, укреплением связей между странами-членами, увеличением объемов товарооборота между ними (все страны БРИКС торгуют с Китаем, а между собой – в гораздо меньшей степени), расширением и упрочением сфер сотрудничества. К тому же, стоит отметить также тот факт, что до сих пор не были разработаны критерии принятия новых членов, не были определены требования к показателям их экономик, что также в какой-то степени затрудняет процесс роста группировки вширь.

Сценарий 2. Трансформация в политический союз

Данный сценарий предполагает превращение БРИКС в полноценную международную организацию, способную оказывать существенное влияние на процесс принятия решений в рамках мировой политики.

В настоящее время объединение не является официально оформленной структурой, т.е. у него нет системы постоянно действующих органов, а принятые решения носят рекомендательный характер. Однако уже были предприняты шаги в направлении институционального развития группировки. К ним относится создание Нового банка развития БРИКС, начавшего работу в июле 2015 г., и Пула условных валютных резервов [2]. Основное внимание банк уделяет кредитованию инфраструктурных проектов и программ устойчивого развития в государствах объединения и ряде других стран. В ближайшие несколько лет предстоит разработка и принятие стратегии развития НБР, определение географических и отраслевых приоритетов. Кроме того, по словам вице-президента НБР Паулу Ногейра Батишта-младшего, в 2017 г. ожидается вовлечение в структуру банка по крайней мере 15 новых членов [3].

Пул условных валютных резервов БРИКС часто рассматривается в качестве конкурента Международному валютному фонду (МВФ). Об этом, конечно, говорить пока очень рано, однако есть все основания полагать, что в среднесрочной перспективе Новый банк развития будет играть серьезную роль на мировом уровне.

Важно также отметить тот факт, что в деятельности БРИКС наметилась тенденция к активизации политического канала коммуникации государств. Так, на последнем Саммите в Индии, в Гоа (15-16 октября 2016 г.) кроме проблем мировой экономики, которой было посвящено около 80 % итогового документа, страны обсудили проблемы международного терроризма, конфликт в Сирии, ситуацию в Афганистане, проблемы информационной международной безопасности и др. [4]. Члены группировки уже не раз выступали с совместными политическими заявлениями по ряду актуальных вопросов, например, относительно неприятия введения односторонних санкций, и сейчас все яснее вырисовывается различие позиций БРИКС и стран G7 по некоторым вопросам.

Итак, страны БРИКС в состоянии проводить совместную независимую внешнюю политику, также они располагают достаточным экономическим потенциалом, чтобы такую политику обеспечивать. Но возможна ли трансформация группировки именно в политический союз? Едва ли. Существует целый спектр проблемных моментов и противоречий, которые вряд ли будут преодолены.

Во-первых, в некоторых вопросах страны-члены БРИКС являются стратегическими конкурентами. Обратим внимание, например, на тот факт, что Россия и Индия являются потенциальным барьером для установления господства Китая в АТР.

Во-вторых, препятствием для развития событий по данному сценарию выступают исторические споры о границе (китайско-индийские территориальные споры по-прежнему актуальны).

В-третьих, страны-участницы БРИКС, за исключением России, не заинтересованы в прямой конфронтации с США и их партнерами.

Сценарий 3. Трансрегиональное интеграционное объединение

Страны, входящие в БРИКС, займутся интеграцией, развитие которой достигнет самого высокого этапа и приведет к образованию экономического союза, который, кроме всего прочего, предусматривает создание наднациональных органов, в пользу которых государства передают часть своих суверенных прав.

Перспективы развития интеграционных процессов в рамках БРИКС есть. Все члены объединения заинтересованы в наращивании и реализации своего экономического потенциала посредством расширения торговых и инвестиционных связей, сотрудничества в финансовой сфере, обеспечения доступа к природным ресурсам. Одним из ключевых факторов, способных стимулировать интеграцию, выступает взаимодополняемость экономик стран группировки. Россия, Бразилия и ЮАР являются крупными экспортерами промышленного сырья и полуфабрикатов, в то время как Индия и Китай импортируют данную продукцию в значительных объемах. Безусловно, данный факт будет содействовать расширению торговых контактов между участниками объединения, стремлению создать все более благоприятные условия для обмена товарами.

Однако осуществлению данного сценария препятствует ряд серьезных факторов, сдерживающих развитие интеграции внутри группировки.

В первую очередь следует обратить внимание на дисбаланс двусторонних торговых связей стран-членов БРИКС. Как уже было отмечено выше, все торгуют с Китаем, а между собой – в гораздо меньшей степени. Рост внешнеторгового сотрудничества между странами объединения пока происходит в основном за счет увеличения объемов двусторонней торговли Китая с другими членами группировки, что лишь усиливает его неравномерность.

Важно отметить также тот факт, что следствием сильного углубления торгового взаимодействия стран БРИКС станет скорее укрепление их традиционной специализации, нежели диверсификация производства и экспорта, что не соответствует стратегическим интересам некоторых членов объединения. Например, в условиях международных санкций приоритетами экономической политики России сегодня являются ускоренное импортозамещение и диверсификация структуры национальной экономики.

Препятствием интеграции выступают также различия членов БРИКС в подходах к регулированию внешней торговли и в показателях, характеризующих состояние их инвестиционного климата [5].

Сценарий 4. Распад группировки

Развитие событий по данному сценарию отвечало бы интересам Запада, у которого деятельность БРИКС не может не вызывать определенных опасений. Какова же вероятность развала объединения?

В БРИКС входят страны, различные по культурно-цивилизационным, историческим, религиозным и этническим характеристикам. Однако разные национальные интересы, государственное устройство и географическая удаленность государств не мешают им осуществлять сотрудничество в рамках объединения. Проблемы лежат в плоскости двусторонних отношений. В первую очередь речь идет о китайско-индийских отношениях, которые характеризуются наличием большого количества серьезных противоречий, в том числе растущих торгово-экономических. Неразрешенными остаются и территориальные конфликты. К тому же Китай продолжает оказывать поддержку Пакистану, как своему союзнику, в то время как конфликт между Пакистаном и Индией вступил в новую фазу обострения [6].

Кроме того, в последнее время участились попытки со стороны Запада если не развалить, то хотя бы ослабить БРИКС путем разобщения ее членов. Например, много вопросов вызывает смена власти в Бразилии, где был объявлен импичмент президенту Дилме Руссеф. 31 августа 2016 г. она была окончательно отстранена от должности, и главой государства до 31 декабря 2018 г. стал бывший вице-президент Мишел Темер, ориентированный на сотрудничество с западными институтами [7]. Этот фактически мягкий государственный переворот стал результатом антикоррупционного скандала, развязанного прозападной частью бразильской оппозиции. До сих пор не представлено никаких убедительных доказательств причастности Дилмы Руссефф к коррупции, а голосование в бразильском парламенте по вопросу ее смещения, по словам некоторых экспертов, прошло с процессуальными нарушениями [8]. Нечто похожее мы можем сейчас наблюдать в Южно-Африканской Республике, где не прекращаются настойчивые попытки свергнуть президента страны, в том числе под лозунгом борьбы с коррупцией [9].

США также пытаются «переманить» на свою строну Индию, о чем свидетельствует активизация контактов с Дели. В июне 2015 г. данные государства продлили на десять лет Соглашение о стратегическом партнерстве. Помимо этого, Вашингтон продолжает расширять свое сотрудничество с Дели в военно-технической и ядерной энергетической областях. США прочно занимают второе место после России по поставкам военной техники в Индию, с каждым годом увеличивая объемы продаж своего вооружения [10].

Следует констатировать, что вышеперечисленные проблемы и противоречия затормаживают углубление взаимодействия между странами БРИКС, и, как следствие, развитие самой группировки, но распад объединению не грозит. Члены БРИКС реально заинтересованы в функционировании группировки. Консолидирующими факторами выступают общие цели развития, построения гармоничного мироустройства, стремление создать институты и механизмы, свободные от контроля США и других членов «Большой семерки».

Сценарий 5. Клуб развивающихся стран

Данный сценарий является наиболее вероятным из всех вышеперечисленных. Он подразумевает, что членам БРИКС не удастся справиться с многочисленными проблемами и противоречиями, выбрать конкретный вектор развития, и группировка так и останется просто площадкой для обсуждения актуальных проблем развивающихся стран, не трансформировавшись в более крупного и влиятельного участника международных отношений.

БРИКС обладает огромным экономическим и политическим потенциалом, который до сих пор остается в полной мере не реализованным. Объединение успешно функционирует в формате клуба, в то время как деятельность в направлении оформления полноценного альянса, установления более тесного сотрудничества пока не отличается желаемой эффективностью. Безусловно, создание Нового банка развития и Пула условных валютных резервов стало большим шагом в институциональном развитии группировки, но, тем не менее, на мой взгляд, вряд ли стоит ожидать, что эволюция БРИКС выйдет за рамки клуба.

Страны-члены объединения продолжат заниматься развитием новых финансовых институтов, установлением их влияния на мировом уровне, реализацией конкретных проектов в различных сферах сотрудничества (в области освоения космоса, ИТ-технологий, образования и др.), будет осуществляться продвижение и защита интересов государств с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран (например, путем повышения их роли в МВФ). БРИКС, несомненно, будет развиваться, но по-прежнему как параорганизация.

Таким образом, на пути эволюции БРИКС стоит широкий спектр препятствий, преодолеть которые даже при взаимном желании стран-членов объединения будет не так просто. В этой связи, с моей точки зрения, наиболее вероятным является развитие событий по последнему, инерционному, сценарию. Не исключаю также возможность комбинации первого и пятого сценарий, хотя перспектива расширения группировки кажется мне маловероятной.

Список использованных источников и литературы

1. Модернизация и демократизация в странах БРИКС: Сравнительный анализ / Под ред. И. М. Бусыгиной, И. Ю. Окунева – М.: Аспект Пресс, 2015. – С. 4.

2. Страны БРИКС создали свои первые финансовые институты // ТАСС. – 07.07.2015. – URL: http://tass.ru/ekonomika/2101007

3. Paulo Nogueira Batista Jr.: 'Banco dos BRICS terá novos sócios já a partir de 2017' // Sputnik Brasil. – 28.10.2016. – URL: https://br.sputniknews.com/noticias/201610286669754-paulo-nogueira-batista-banco-brics-novos-socios/

4. Лидеры стран БРИКС приняли Итоговую декларацию саммита в Гоа // ТАСС. – 16.10.2016. – URL: http://tass.ru/ekonomika/3708578

5. Арапова Е. Я. Перспективы экономической интеграции в формате БРИКС // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 2. – С. 42-44.

6. Why the India-Pakistan War Over Water Is So Dangerous // Foreign Policy. – 30.09.2016. – URL: https://foreignpolicy.com/2016/09/30/why-the-india-pakistan-war-over-water-is-so-dangerous-indus-waters-treaty/

7. Michel Temer Sworn In as Brazil's President After Rousseff Impeachment // Sputnik International. – 01.09.2016. – URL: https://sputniknews.com/latam/201608311044830476-temer-sworn-in/

8. Impeachment of Dilma Rousseff Shows ‘Washington is Behind Coup in Brazil’ // Sputnik International. – 01.09.2016. – URL: https://sputniknews.com/latam/201609011044866432-brazil-coup-washington-involvement/

9. Громкое дело президента: чем закончится коррупционный скандал в ЮАР // RT на русском. – 05.12.2016. – URL: https://russian.rt.com/world/article/338840-skandal-korruptsiya-uar-zuma

10. Make in India: зачем оружию России индийская прописка // ТАСС. – 16.06.2016. – URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3370952

Просмотров работы: 1489