БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ: ЗАКОН О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ: ЗАКОН О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Ахмадиева Л.С. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в Российской Федерации существует развитая законодательная база в области прав и свобод человека и гражданина [1-3]. Система правовых норм, регулирующая личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание определяет семейное право [4]. Совершенствование законодательства в области семейного права, как одного из фундаментальных институтов общества, остается весьма актуальной задачей. В тоже время, вмешательство каких-либо граждан или органов государственной власти в дела семьи недопустимо, хотя подобных случаев и немало. Зачастую совокупность данных факторов побуждают супругов к разводу, влияют на процесс воспитания детей.

Недавно, 11 января 2017 года в Государственной Думе в I чтении рассматривался и был принят законопроект о декриминализации домашнего насилия, который вызвал бурное обсуждение не только в Государственной Думе, но и широкий резонанс со стороны общественности.

Предпосылками к созданию законопроекта о декриминализации семейного насилия послужил вступивший в силу 15 июля 2016 года закон, смягчающий наказание и освобождающий от уголовной ответственности за совершенные впервые побои всех, кроме близких родственников [5].

Одним из ярых противников законопроекта выступил Вице-президент Либерального Интернационала и глава Комитета по правам человека Ли Маркус Лёнинг. Следует подчеркнуть, что домашнее насилие неприемлемо в любой форме – утверждает Маркус Лёнинг. Также он отмечает, что принятия закона «послужит еще большему ухудшению ситуации с правами человека в России». М. Лёнинг поддерживает противника принятие законопроекта Эмилию Слабунову - председателя партии Яблоко. Э. Слабунова призывает отказаться от принятия закона и принять специальный закон об ответственности за семейное насилие, а также создать действенный государственный механизм по профилактике насилия в семье, помощи и реабилитации пострадавшим от него [6].

Против принятия данного законопроекта выступили и создательницы портала «Насилию.нет» Мари Давтян и Анна Ривина вместе с основательницей проекта «W: сеть взаимопомощи женщин» Алёной Поповой, вышедшие к зданию Госдумы с протестными пикетами [7].

Отношение общественности на принятие законопроекта о декриминализации домашнего насилиянеоднозначно.Его можно проследить из данных Инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ проведенный 13-15 января 2017 г. По данным опроса идея смягчения наказания (перевод из разряда уголовных в административные преступления) для лиц нашла поддержку более чем у половины наших сограждан (59%). Выступают против такого подхода 33% россиян. Положительный эффект от принятия подобного закона прогнозируют 41% респондентов: по их мнению, число случаев насилия в семье уменьшится. Напротив, ухудшения ситуации ожидают 13%, и еще 40% полагают, что существенных изменений не произойдет [8].

Следует отметить, несмотря на значительное влияние законопроекта, как на общество, так и на семью, на наш взгляд закон не был достаточно освещен в средствах массовой информации.

Обращаясь к официальной статистике Федеральной службы государственной статистики, а данные есть только за 2015 года, в Российской Федерации в среднем в России от семейного насилия в 2015 году пострадало 50780 людей (таблица 1) [9].

Таблица 1. Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи

 

2012

2013

2014

2015

Всего

Из них женщин

Всего

Из них женщин

Всего

Из них женщин

Всего

Из них женщин

Число потерпевших от преступлений

34026

24231

38235

27993

42829

31358

550780

36493

Из них от преступлений, совершенных в отношении:

               

супруга

12954

11640

14565

13269

16671

15246

19998

17908

сына, дочери

7345

3697

7731

4077

8871

4722

11181

5809

1) По данным МВД России.

С одной стороны интерес правительства в принятии законопроекта, конечно же, на лицо (разгрузить суды, сотрудники органов внутренних дел смогут сосредоточиться на более опасных преступлениях, избавить осужденных от неадекватно тяжелых последствий уголовного дела) [10]. Тем не менее принятие данного законопроекта может усугубить и без того удручающее положение в Российской Федерации семьи как ячейки общества, что в перспективе может оказать влияния на демографическую ситуацию в стране.

Анализируя исторический массив законодательства, мы видим, что любое вмешательство государства в такой социальный институт, как семья, может нести катастрофические последствия, затрагивая каждого гражданина в обществе в целом. Возвращаясь к словам великого классика У. Шекспира «Быть или не быть – вот в чём вопрос?», с учетом сложившихся реалий в законотворческой сфере закон принят и к чему это приведет покажет только время.

Список использованных источников и литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 17-64.

  2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.

  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.

  4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Собрание законодательства РФ, 01.01.1996 № 1.

  5. Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ О внесении изменений в уголовный кодекс российской федерации и уголовно-процессуальный кодекс российской федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=8192706.

  6. Либеральный Интернационал призывает Путина отказаться от декриминализации домашнего насилия. Официальный сайт партии Яблоко. Режим доступа http://www.yabloko.ru/news/2017/02/04_1.

  7. Правозащитники устроили акцию протеста у здания Госдумы по случаю рассмотрения законопроекта о декриминализации семейных побоев. Режим доступа http://bravemag.ru/pravozashhitniki-ustroili-aktsiyu-protesta-u-zdaniya-gosdumy-po-sluchayu-rassmotreniya-zakonoproekta-o-dekriminalizatsii-semejnyh-poboev/.

  8. Пресс-выпуск № 3289. Официальный сайт ВЦИОМ. Режим доступа http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116035.

  9. Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи. Документ с сайта www.gks.ru. Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?Url=http%3A%2F%2Fwww.gks.ru%2Ffree_doc%2Fnew_site%2Fpopulation%2Ffamily%2F6-28.xls&name=6 28.xls&lang=ru&c=589b67c5618c

  10. Пленум Верховного Суда РФ единогласно одобрил законопроекты о декриминализации ряда преступлений небольшой тяжести, планируемые к внесению в Госдуму. Гарант.РУ. Режим доступа http://www.garant.ru/news/640548/.

Просмотров работы: 401