Недавно, 11 января 2017 года в Государственной Думе в I чтении рассматривался и был принят законопроект о декриминализации домашнего насилия, который вызвал бурное обсуждение не только в Государственной Думе, но и широкий резонанс со стороны общественности.
Предпосылками к созданию законопроекта о декриминализации семейного насилия послужил вступивший в силу 15 июля 2016 года закон, смягчающий наказание и освобождающий от уголовной ответственности за совершенные впервые побои всех, кроме близких родственников [5].
Одним из ярых противников законопроекта выступил Вице-президент Либерального Интернационала и глава Комитета по правам человека Ли Маркус Лёнинг. Следует подчеркнуть, что домашнее насилие неприемлемо в любой форме – утверждает Маркус Лёнинг. Также он отмечает, что принятия закона «послужит еще большему ухудшению ситуации с правами человека в России». М. Лёнинг поддерживает противника принятие законопроекта Эмилию Слабунову - председателя партии Яблоко. Э. Слабунова призывает отказаться от принятия закона и принять специальный закон об ответственности за семейное насилие, а также создать действенный государственный механизм по профилактике насилия в семье, помощи и реабилитации пострадавшим от него [6].
Против принятия данного законопроекта выступили и создательницы портала «Насилию.нет» Мари Давтян и Анна Ривина вместе с основательницей проекта «W: сеть взаимопомощи женщин» Алёной Поповой, вышедшие к зданию Госдумы с протестными пикетами [7].
Отношение общественности на принятие законопроекта о декриминализации домашнего насилиянеоднозначно.Его можно проследить из данных Инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ проведенный 13-15 января 2017 г. По данным опроса идея смягчения наказания (перевод из разряда уголовных в административные преступления) для лиц нашла поддержку более чем у половины наших сограждан (59%). Выступают против такого подхода 33% россиян. Положительный эффект от принятия подобного закона прогнозируют 41% респондентов: по их мнению, число случаев насилия в семье уменьшится. Напротив, ухудшения ситуации ожидают 13%, и еще 40% полагают, что существенных изменений не произойдет [8].
Следует отметить, несмотря на значительное влияние законопроекта, как на общество, так и на семью, на наш взгляд закон не был достаточно освещен в средствах массовой информации.
Обращаясь к официальной статистике Федеральной службы государственной статистики, а данные есть только за 2015 года, в Российской Федерации в среднем в России от семейного насилия в 2015 году пострадало 50780 людей (таблица 1) [9].
Таблица 1. Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
Всего |
Из них женщин |
Всего |
Из них женщин |
Всего |
Из них женщин |
Всего |
Из них женщин |
||||
Число потерпевших от преступлений |
34026 |
24231 |
38235 |
27993 |
42829 |
31358 |
550780 |
36493 |
|||
Из них от преступлений, совершенных в отношении: |
|||||||||||
супруга |
12954 |
11640 |
14565 |
13269 |
16671 |
15246 |
19998 |
17908 |
|||
сына, дочери |
7345 |
3697 |
7731 |
4077 |
8871 |
4722 |
11181 |
5809 |
|||
1) По данным МВД России. |
С одной стороны интерес правительства в принятии законопроекта, конечно же, на лицо (разгрузить суды, сотрудники органов внутренних дел смогут сосредоточиться на более опасных преступлениях, избавить осужденных от неадекватно тяжелых последствий уголовного дела) [10]. Тем не менее принятие данного законопроекта может усугубить и без того удручающее положение в Российской Федерации семьи как ячейки общества, что в перспективе может оказать влияния на демографическую ситуацию в стране.
Анализируя исторический массив законодательства, мы видим, что любое вмешательство государства в такой социальный институт, как семья, может нести катастрофические последствия, затрагивая каждого гражданина в обществе в целом. Возвращаясь к словам великого классика У. Шекспира «Быть или не быть – вот в чём вопрос?», с учетом сложившихся реалий в законотворческой сфере закон принят и к чему это приведет покажет только время.
Список использованных источников и литературы:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 17-64.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13.06.1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Собрание законодательства РФ, 01.01.1996 № 1.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 323-ФЗ О внесении изменений в уголовный кодекс российской федерации и уголовно-процессуальный кодекс российской федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=8192706.
Либеральный Интернационал призывает Путина отказаться от декриминализации домашнего насилия. Официальный сайт партии Яблоко. Режим доступа http://www.yabloko.ru/news/2017/02/04_1.
Правозащитники устроили акцию протеста у здания Госдумы по случаю рассмотрения законопроекта о декриминализации семейных побоев. Режим доступа http://bravemag.ru/pravozashhitniki-ustroili-aktsiyu-protesta-u-zdaniya-gosdumy-po-sluchayu-rassmotreniya-zakonoproekta-o-dekriminalizatsii-semejnyh-poboev/.
Пресс-выпуск № 3289. Официальный сайт ВЦИОМ. Режим доступа http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116035.
Число потерпевших от преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи. Документ с сайта www.gks.ru. Режим доступа https://docviewer.yandex.ru/?Url=http%3A%2F%2Fwww.gks.ru%2Ffree_doc%2Fnew_site%2Fpopulation%2Ffamily%2F6-28.xls&name=6 28.xls&lang=ru&c=589b67c5618c
Пленум Верховного Суда РФ единогласно одобрил законопроекты о декриминализации ряда преступлений небольшой тяжести, планируемые к внесению в Госдуму. Гарант.РУ. Режим доступа http://www.garant.ru/news/640548/.