Патриотическое воспитание является востребованным и очень важным этапом в формировании у молодого поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. [9]
Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. [3]
Патриотическое воспитание является наиболее важной сферой воспитания молодежи и подразделяется на следующие виды:
- военно-патриотическое воспитание;
- героико-патриотическое воспитание;
- национально-патриотическое воспитание;
- гражданское воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
Военно-патриотическое воспитание является составной частью патриотического воспитания студенческой молодежи и направлено на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. [2]
В настоящее время актуальным является организация военно- патриотического воспитания с различными категориями молодежи путем использования интерактивных технологий.
Одной из таких технологий является проведение военно-исторической игры «Зарница». По официальным данным, военно-спортивная игра «Зарница» была организована в СССР в 1967 году. Целью игры было военно-патриотическое воспитание советской молодёжи. В 1967 г. прошёл первый финал Всесоюзной игры «Зарница», которая была проведена в Севастополе. «Зарница» входила в план организации начальной военной подготовки в средних учебных заведениях. [4] За первые пять лет существования «Зарницы» в ней приняли участие 20 миллионов школьников Советского Союза. Прошли годы, выросло уже не одно поколение россиян, не живших в Советском Союзе и не носивших пионерских галстуков. Однако «Зарница» до сих пор жива. Игра живет в школах и детских лагерях, где отлично сплачивает ребят. Самым последним и наиболее важным событием в современной истории патриотического воспитания России считается создание Всероссийской молодежной военно-патриотической игры "Зарница" среди студентов, которая в 2017 году пройдет четвертый раз в Московской области. На территории Тульской области уже много лет подряд данная игра проводится среди школьников. Данный факт послужил причиной написания проекта «Военно-патриотическая студенческая игра «Зарница» (Региональный отборочный этап)». В рамках проекта предполагается проведение регионального этапа Всероссийской военно-патриотической игры «Зарница» среди студенческой молодежи. Целью проекта является воспитание гражданственности и патриотизма, готовности к служению Отечества. Основные задачи проекта:
1) Совершенствование патриотического воспитания современной молодежи.
2) Формирование качеств, навыков и умений, необходимых при действиях
в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
3) Подготовка к военной службе.
4) Развитие инициативы и самостоятельности молодежи на основе игровой деятельности.
5) Проверка уровня знаний, навыков и умений по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы, прикладной физической подготовке.
Проект направлен на студентов ВУЗов в возрасте от 18 до 23 лет. В результате реализации проекта планируется задействовать более ста участников из разных высших заведений г. Тулы и Тульской области.
Данный проект будет способствовать:
приобщению студенческой молодежи к зарничному движению;
совершенствованию у данной категории чувства патриотизма;
формированию качеств, навыков и умений, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
подготовке к военной службе;
выходу на Всероссийский этап военно-патриотической игры «Зарница»;
формированию волонтерского отряда к проведению данной игры.
Проект может быть использован при организации военно-патриотического воспитания студенческой молодежи совместно с патриотическими объединениями области, а также в различных регионах РФ с учетом исторических, культурных, географических и других особенностей.
Список литературы:
Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. – 2006.
Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник / сост. Ю.И. Дерюгин. – М.: Патриот, 1991.
Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Интернет-ресурс http://fishki.net/anti/1921621-istorija-zarnicy.html дата обращения: 1.02.2017
Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года,
Стратегии инновационного развития России до 2020 года,
Стратегии Государственной молодежной политики в РФ.
Шайденко, Н.А. Пути совершенствования патриотического воспитания на современном этапе/ Н.А. Шайденко, З.Н. Калинина, Е.В. Декина //Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2013г, стр 62-63
Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в исторической педагогической мысли // Харланова образование в современной школе 2007, №12, стр 45-50