МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕСТО И РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕНТРОВ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Самодулова И.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Концепции духовно–нравственного развития и воспитания личности и гражданина России указано, что «воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества» [1]. Когда мы говорим о формировании ценностных ориентаций подростков, то имеем в виду педагогически контролируемый и организованный процесс, в котором происходит воспитание личности, способной к самоактуализации и самосовершенствованию.

Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом [6]. Именно ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью.

В качестве основных институциональных субъектов формирования ценностных ориентаций стоит выделить семью, школу, СМИ, политические партии, учреждения молодежной политики и т.д. Все это является носителем различных систем ценностей. Данные институты регулируют, контролируют поведение человека и определяют развитие основных ценностных ориентаций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте» [1]. Семья играет решающую роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней закладываются основы норм и правил нравственности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, идеалы. От того, как складываются взаимоотношения, какой воспитательный потенциал имеет семья, зависит формирование личности ребенка.

Последующей ступенью развития и воспитания духовно-нравственной личности является сфера образования, где наиболее полно и глубоко происходит становление ценностных ориентиров. Успешное развитие ценностных ориентаций подростков в педагогическом процессе происходит путем целенаправленной взаимосвязи учебной и воспитательной работы, основанной на целостном и систематическом вовлечении подростков в деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей в процессе коллективной творческой деятельности с учетом интересов как отдельного подростка, так и всего коллектива. Школа призвана помогать семье воспитывать подростка с опорой на ценности, традиции и социальный опыт.

В современном обществе СМИ играют все более весомую роль в вопросах формирования ценностей и выступают одним из важнейших факторов развития ценностных ориентации молодежи.

Средства массовой информации являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей, практически заменившими такие традиционные институты социализации, как семья, школа, общественные организации. СМИ воздействуют на массовое сознание, широко распространяя и популяризируя определенные социокультурные образцы, стили жизни и нормы поведения [2].

Немаловажное место в развитии ценностных ориентаций подростков отводится участию в тех или иных политических партиях, организациях, события и других формах деятельности. Это является условием и залогом успешного формирования гражданского общества, способного и готового к активному участию в общественной жизни и самоуправлении на основе принятия гражданских ценностей [4].

В «Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» одной из приоритетных задач является «формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей…» [5].

Детские и молодежные центры оказывают существенное влияние на процесс самореализации личности и играют важную роль в формирование ценностных ориентаций подростка. Молодежные центры обладают значительным воспитательным потенциалом по формированию нравственных ценностных ориентаций подростков, предоставляя им возможности для освоения, усвоения и присвоения нравственных ценностей в процессе организованного и неформального общения, взаимодействия, коллективной творческой деятельности, в системе отношений [3].

Если говорить о подростках, которые вступают в молодежные центры, то чаще всего это те, для которых важными ценностями являются ответственность, выдержка, готовность к активной деятельности. Именно эти ценностные ориентации формируют стремление подростка быть полезным обществу, активно взаимодействовать с окружающей средой, реализую свой личностный потенциал.

Одной из наиболее важных социальных задач является ценностное воспитание молодежи. Формирование личностной системы ценностей, ценностных ориентаций происходит в результате воздействия на личность различных факторов, среди которых немаловажное значения имеет деятельность молодежных центров, реализующих приоритетные направления государственной молодежной политики.

Деятельность молодежных центров помогает в развитии у молодого поколения самостоятельности, целеустремленности, инициативности, трудолюбия, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и пожилым людям, здорового образа жизни, семейных ценностей, содействует всестороннему развитию личности.

Список литературы

1. Данилюк А. Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Электронный ресурс] URL: http://lib.ggpi.org/2011-03-23-07-44-48/2011-03-23-07-48-04/63-dnv (дата обращения 12.02.17)

2. Кулакова Т.В. Ценностная структура массового сознания учащейся молодежи в транзитивном обществе: региональный аспект: Дисс. ... канд. социол. наук. Саратов, 2006. — 160с.

3. Миронова М.Е. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасовой: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинектика. - 2012. С. 232 – 237.

4. Ольшанский Д.В. Политическая наука в современной России. – М.: Известия, 2001.С. 407.

5.Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835 (дата обращения 12.02.17)

6. Смирнов Н.К. Учитель и ученик в образовательном пространстве школы // Обучение студентов творческих ВУЗов. – М., 2000. С. 78-83.

Просмотров работы: 708