ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Родионов Р.С. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие малого и среднего предпринимательства в России заметно активизировалось в последнее десятилетие. Невзирая на негативные последствия мирового экономического кризиса, отмечается возрастающая потребность общества в воспитании и формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие малого бизнеса в сфере услуг должно способствовать успешному переходу страны на инновационный путь развития. Несмотря на активную позицию государственных структур по реализации существующих мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса в сфере услуг, нерешенным остается ряд специфических проблем, оказывающих негативное влияние на готовность предпринимателей развивать самостоятельный бизнес. 

В России существуют федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых и средних предприятий, в том числе в сфере услуг. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого бизнеса на федеральном и местном уровнях. Сегодня вопросы поиска эффективных форм и методов государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, сохраняют свою актуальность.

Целью работы является изучение государственной поддержки развития малого предпринимательства в сфере услуг на примере Орловской области.

Как свидетельствует мировой опыт, особую роль в развитии рыночной экономики играет малое предпринимательство. Развитие малого бизнеса в современной России является необходимым антикризисным инструментом поддержки отечественной экономики и условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, способствуя вовлечению в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование импортозамещения и развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

По данным Росстата всего в Орловской области зарегистрировано 26 771 субъект малого и среднего предпринимательства на конец 2015 года, то есть их количество увеличилось на 1% к уровню 2014 года и на 5% к уровню 2013 года [1].

Структура малого и среднего предпринимательства Орловской области в 2015 году представлена на рисунке 1.

В Орловской области по состоянию на конец 2015 года числилось 91 средних предприятий (0,3%), 1064 малых предприятий (4,0%), 6806 микропредприятий (25,4%) и 18810 индивидуальных предпринимателей (70,3%). По сравнению с 2014 годом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 0,5 % [3].

Рисунок 1 – Структура малого и среднего предпринимательства Орловской области на конец 2015 года

В сфере малого и среднего предпринимательства занято 54 тысячи человек или 23,5% от средней численности работников предприятий и организаций. Фонд оплаты труда работников на малых и средних предприятиях за 2015 год составил 8,12 млрд рублей, что выше значения показателя 2014 года на 5,1%.

По данным налоговой службы в последние годы отмечается стабильный рост объема налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса, уплачиваемых по специальным режимам налогообложения. В 2015 году субъекты малого и среднего бизнеса обеспечили региональному бюджету свыше 1,3 млрд рублей, что выше на 6,6 % по отношению к показателю 2014 года.

Также положительную динамику показывает оборот субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2015 году этот показатель вырос на 8% и составил 162,5 млрд рублей [3].

Основные показатели деятельности малых предприятий сферы услуг (без микропредприятий) Орловской области за январь-сентябрь 2016 года приведены в таблице 1. Таблица составлена на основе данных Росстата [4].

Таблица 1 – Основные показатели деятельности малых предприятий сферы услуг (без микропредприятий) Орловской области за январь-сентябрь 2016 года

Показатели

Количество предприятий

Средняя численность работников (без внешних совместителей)

Оборот предприятий (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Количество, единиц

В % к итогу

Количество, человек

В % к итогу

Сумма, млн. руб.

В % к итогу

Всего, в том числе

994

100

27319

100

41248,6

100

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

262

26,4

5740

21,0

20413,8

49,5

гостиницы и рестораны

37

3,7

810

3,0

514,7

1,2

транспорт и связь

36

3,6

1261

4,6

1200,5

2,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

172

17,3

4205

15,4

2735

6,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

17

1,7

354

1,3

143,4

0,3

Малые предприятия сферы услуг составляют более 50 % от общего количества (без микропредприятий). Наибольшую долю от числа всех предприятий малого бизнеса Орловской области составляют предприятия торговли – 26,4 %, а также предприятия услуг в сфере недвижимости – 17,3 %. Средняя численность работников, занятых на малых предприятиях (без микропредприятий) за январь-сентябрь 2016 года наибольшая в сфере торговли – 5740 человек или 21 %, услуг в сфере недвижимости – 4205 человек или 15,4%, услуг в сфере транспорта и связи – 1261 человек или 4,6 %.

В последние годы, несмотря на значительные трудности, наблюдается тенденция к росту основных показателей деятельности малых предприятий, в том числе предприятий сферы услуг, осуществляющих свою деятельность в Орловской области.

Система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя три элемента:

1) государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

2) государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

3) инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства Орловской области разделена на две группы. В состав первой группы входят коммерческие и некоммерческие организации. Они являются (привлекаются) поставщиками, исполнителями, подрядчиками для выполнения заказов для государственных и муниципальных нужд. В состав второй группы входят организации и фонды, которые осуществляют непосредственную поддержку субъектов малого предпринимательства. Поддержка осуществляется в виде предоставления инвестиций, помещений, в оказании консультационных услуг [1].

В целях обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в регионе постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года № 353 утверждена государственная программа Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области», в составе которой реализуется подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы».

В рамках подпрограммы реализуются следующие мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: предоставление субсидий на компенсацию различных видов затрат предпринимателей, расходов начинающих предпринимателей; части затрат, связанных с приобретением нового оборудования.

Программой предусмотрено также создание организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, таких как фонд микрофинансирования, фонд поддержки предпринимательства и др.

В целях улучшения делового климата для малого и среднего предпринимательства, снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для равномерного развития малого и среднего предпринимательства в регионе создан Координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции Орловской области, осуществляющий взаимодействие с федеральными и муниципальными органами власти, общественными организациями и сообществом предпринимателей.

В 2013 году создан Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области, задачей которого является решение проблем предпринимателей, связанных с нарушением их прав и законных интересов.

Для успешного решения задачи по повышению эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса, мер государственной поддержки создан Портал малого и среднего предпринимательства Орловской области (http://www.msb57.ru), портал инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (http://www.msb-orel.ru), работа которого направлена на оказание консультационной, консалтинговой и финансовой поддержки малому и среднему бизнесу.

Для повышения социально-экономического эффекта деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства 1 июня 2015 года на базе некоммерческой организации «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» в качестве структурного подразделения создан Центр поддержки предпринимательства. Центр поддержки предпринимательства в 2015 году выполнял различные задачи, направленные на развитие предпринимательской активности в регионе. Центр оказывает широкий перечень услуг по вопросам осуществления предпринимательской деятельности как уже зарегистрированным организациям и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам, задумывающимся о создании собственного бизнеса.

Общий объем услуг, оказанных Центром поддержки предпринимательства, в том числе совместно с партнерскими консалтинговыми организациями (по направлениям софинансирования части консалтинговых расходов субъектам малого и среднего предпринимательства) составил 2 712 услуг за 2015 год, что на 23 % и на 37 % выше показателей 2014 и 2013 годов, соответственно [5].

В 2015 году Центр поддержки предпринимательства оказал на 7 % больше консультационных услуг по вопросам регистрации бизнеса, а также по внесению изменений в учредительные документы, чем в 2014 году и на 47% больше показателей 2013 года.

Рассмотрим распределение средств государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Орловской области в 2016 году по источникам финансирования и направлениям расходования (табл. 2).

Таблица 2 – Объем и источники средств, израсходованных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Орловской области в 2016 году [5]

Наименование мероприятия

Выделенный объем средств, тыс. руб.

Всего

Федеральный бюджет

Региональный бюджет

Сумма

Удельный вес, %

Субсидирование начинающих предпринимателей

3000,0

5,3

2850,0

150,0

Субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования

17814,7

31,5

16924,0

890,7

Развитие системы микрофинансирования

16275,2

28,8

15461,4

813,8

Развитие системы гарантий и поручительств

9473,7

16,8

9000,0

473,7

Создание и развитие центра поддержки предпринимательства

3000,0

5,3

2850,0

150,0

Создание и развитие центра кластерного развития

4842,1

8,6

4600,0

242,1

Создание и развитие центра координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП

2105,3

3,7

2000,0

105,3

ИТОГО:

56510,9

100,0

53685,3

2825,6

Общий объем средств, затраченных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, получен на 95 % из федерального бюджета и на 5% из регионального бюджета. Наиболее значительное направление расходования средств наблюдается на: субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (17814,7 тыс. руб. или 31,5%); развитие системы микрофинансирования (16275,2 тыс. руб. или 28,8%); развитие системы гарантий и поручительств (9473,7 тыс. руб. или 16,8%); создание и развитие центра кластерного развития (4842,2 тыс. руб. или 8,6%).

Перспективы развития малого бизнеса сферы услуг в Орловской области способствует созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие региона в национальном и мировом экономическом сообществе.

В 2017 году в Орловской области приоритетами государственной поддержки малых и средних предприятий будут следующие направления:

- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

- софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и (или) муниципальной собственности;

- содействие развитию молодёжного предпринимательства;

- организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

  1. Список использованных источников
  1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.

  2. Закон Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1870-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428694034

  3. В Орловской области наметилась положительная динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://orel-region.ru/index.php?head=1&unit=7333.

  4. Орловская область в цифрах. 2010-2015: краткий стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. – Орел, 2016. – 249 с.

  5. Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msb-orel.ru/informaciya-o-merah-gospodderjki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-orlovskoi-oblasti/.

Просмотров работы: 889