Вопросы социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики и психологии. В трудах Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого можно найти востребованные сегодня идеи о воспитании общественной активности подрастающих поколений. Современные теоретико-методологические подходы к развитию социальной активности молодежи получили обоснование в работах Б.З. Вульфова, Р.А. Литвак, М.И. Рожкова и других.
Одним из способов выражения активности молодежи является молодежная инициатива. Ибатулин А.Ш. рассматривает молодежную инициативу «как развивающуюся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным социально-значимым действиям в процессе социокультурной деятельности» [2]. На интернет ресурсах, посвященных молодежным инициативам, часто термин «молодежная инициатива» представляется как «соответствующая особенностям молодежи как социальной группы общества, форма проявления собственных потребностей и реально применяемый в ежедневной жизни молодого человека инструмент, способ взаимодействия с социальной действительностью». По мнению Андреевой Л.М. молодежная инициатива – это «социальный почин, начинание, самодеятельное участие молодого человека в различных сферах социальной жизни, в котором он самостоятельно берет на себя решение какой либо задачи и выступает как ее активный проводник в жизнь» [1].
Идея социальной активности впервые была юридически обозначена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, которая определяет цель образования как ориентация на формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.
Исходя из этого особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности молодежи.
Эффективность образования сегодня оценивается в значительной степени не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной цивилизации, но и овладению опытом решения реальных практических дел, вовлеченности молодежи в социальную проектную деятельность.
В настоящее время признается недостаточная эффективность среднего и высшего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. указывается на необходимость усиления участия образовательных структур в решении задач воспитания. Так же подчеркивается важность формирования социальных компетенций и гражданских установок, что является особенно актуальным в связи с распространением негативных тенденций в молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия).
Участие молодых людей в реализации деятельностных форм образования за счет включения программ молодежного добровольчества в учебно-воспитательный процесс и совмещение процесса образования и общественно полезной деятельности, имеет огромное значение для социально-психологической зрелости личности, развития профильного образования. Это будет способствовать минимизации рисков возникновения девиантного поведения в молодежной среде, созданию условий для формирования гражданской идентичности личности и ее готовности к продуктивным социальным преобразованиям.
Вовлечение и участие подрастающего поколения в социально направленную деятельность, которая является залогом ее успешной социализации – сложный процесс, который развивается неравномерно от региона к региону и зависит от условий местного сообщества, от готовности образовательных учреждений и их кадрового состава к системно-деятельностной работе с молодежью.
В Тульском регионе с 1 января 2014 г. реализуется государственная программа Тульской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Тульской области» до 2020 г. В подпрограмме «Молодежь Тульской области» одним из приоритетных направлений является государственная поддержка проектной деятельности молодежи (молодежных инициатив).
Важным направлением, решающим проблему привлечения молодых людей к социально значимой активности, становится организация и проведение форумов и конкурсов проектов различного уровня. Ежегодно проводятся областные конкурсы, которые направлены на выявление и поддержку лучших проектов. Так, согласно Постановлению Правительства Тульской области от 21.10.2014 №525 «О порядке проведения конкурса проектной деятельности молодежи (молодежных инициатив)» любой гражданин Тулы и Тульской области может подать социально значимый проект на конкурс грантовой поддержки Правительства Тульской области при условии выполнения определенных обязательств, которые прописаны в документе. Данный конкурс является, наиболее масштабным грантовым конкурсом в регионе. Не менее важными является конкурс социально значимых проектов «ЛУЧ» («Личное участие»), который ежегодно проводится в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Конкурс проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, высоконравственных идеалов и патриотизма, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности; изучения истории родного края, уважения к прошлому своего народа.
Однако, несмотря на то, что система поддержки молодежных инициатив развивается и совершенствуется, актуальной остается проблема получения знаний и формирования умений, необходимых молодежи для успешной проектной деятельности.
Как правило, наиболее перспективные молодежные проекты направляются на всероссийские конкурсы и форумы. Например: Всероссийский студенческий форум, Всероссийский конкурс молодежных проектов, Всероссийский молодежный форум «Территория смыслов на Клязьме» и «Таврида».
Таким образом, молодежные социальные проекты – это один из значимых способов (форм) проявления молодежных инициатив, благодаря которым молодые люди имеют возможность заявить о себе, проявить активную гражданскую позицию и изменить некоторые социальные явления. Именно поэтому данная технология рекомендуется к использованию в профессиональной деятельности специалистов по работе с молодежью.
Для успешного распространения и внедрения социального проектирования в массовую педагогическую практику, как значимого опыта организации социально направленной деятельности необходимо создать условия для психолого-педагогической подготовки кадров образовательных учреждений и некоммерческих неправительственных организаций, ориентированных на формирование соответствующих компетенций и обеспечение высокого уровня их профессионализма.
Список литературы
Социально-педагогические условия поддержки молодежных инициатив в регионе [Электронный ресурс]/, диссертация; Андреева Л.М. – Режим доступа: http://www.dissercat.com, свободный. (Дата обращения 06.02.2017г.)
Формирование молодежных инициатив в социокультурной деятельности студенческого педагогического отряда [Электронный ресурс]/, диссертация; Ибатулин А.Ш. Режим доступа: http://www.dissercat.com, свободный. (Дата обращения 06.02.2017г.)
Молодежная инициатива как феномен. Что это? [Электронный ресурс] / Мультипортал ЮНПРЕСС; - Режим доступа: http://www.ynpress.ru/ , свободный. (Дата обращения: 07.02.2017 г.).