Постепенная смена общественно-экономических формаций и переход к индустриальному типу цивилизации привели к появлению совершенно новых, не существовавших ранее, природно-антропогенных образований – промышленных городов.
Наиболее ощутимым с общеэкологической точки зрения свойством новых природно-антропогенных образований является резкое сокращение разнообразия естественной среды обитания, особенно характерное для крупных промышленных городов, где остались лишь искусственно поддерживаемые (парки, лесопарки) элементы природной среды, а также те или иные паразитарные формы флоры и фауны [1]. Значительные изменения претерпевает природной ландшафт: его непременными атрибутами становятся так называемые промышленные зоны, объединяющие производственные корпуса предприятий и разнообразные элементы сброса отходов производства (трубы, градирни, пруды-отстойники), а также необходимую для производства инфраструктуру (подъездные пути, ограждения и т.д.).
При экологическом строительстве городов следует исходить из показателей, сведенных в таблицу 1.
Почти все решения, изложенные в таблице 1, можно достигнуть с учетом закономерностей аэродинамики жилых массивов крупного города.
Таблица 1 – Основные показатели аэрации жилых районов
№ |
Показатели |
Необходимость учета |
|
1. |
Форма жилых зданий |
Влияет на величину ветрового напора, структуру потока, образование ветровой тени, снежных сугробов, пылевых наносов и на аэрацию жилого квартала. Поэтому предпочтительными являются сферические и цилиндрические дома с низкими аэродинамическими коэффициентами сопротивления. |
|
2. |
Плотность застройки |
Имеет важное значение при проектировании микрорайонов и кварталов, коэффициент аэрации. Чем ниже эта величина, тем больше ЗВ выносятся из жилого массива. Особенно следует обратить внимание на свободную от застройки подстилающую зону. В современных микрорайонах этот показатель достигает 0,70,8, что является хорошим показателем аэрируемости жилой среды при высокой интенсивности движения автотранспорта. |
|
3. |
Структурно-планировочный показатель |
Основные транспортные магистрали должны быть строго прямыми по направлению господствующего ветра, особенно летом в жаркое время. Улично-дорожная сеть должна иметь веерное расположение, для того чтобы обеспечить доступ к проветриваемости. Внутри микрорайона наиболее оптимальным вариантом расположения зданий и деревьев является разомкнутое, шахматное. Зеленые насаждения должны быть расположены в зоне ветровой тени, т.к. при этом обеспечивается низкое гидравлическое сопротивление жилого района. При периметральном расположении зданий вдоль автомагистралей, разделяющих микрорайоны, первые этажи зданий должны быть нежилыми. Школы и детские учреждения, как правило, проектируются внутри микрорайона вдали от источников шума, вибрации и загрязнений, т.к. находящиеся вокруг них здания играют экранирующую роль. |
|
4. |
Природно-климатический показатель |
Температура, влажность и скорость ветра являются основными параметрами СНиП. Для южных городов к основному требованию относится защита пешехода от солнечных лучей и радиации. Ветер играет в основном благоприятную роль. Направление пылевых бурь должно быть защищено сплошными нежилыми зданиями и лесопарковыми зонами. Автотрассы не должны располагаться в тени деревьев и высоких зданий, это приведет к неблагоприятным условиям в зимнее время. |
|
5. |
Рельеф местности |
Рельеф местности не формирует ветровой поток, а трансформирует его на уровне макрошероховатости. Кроме того, он оказывает влияние на естественный перенос ЗВ путем экранирования и аккумулирования. Особенно отрицательно сказывается строительство жилых районов не на проветриваемых местностях, например, в ложбине, где концентрируются ЗВ. Еще древние китайские философы говорили, что сзади дома должна быть гора, а спереди – водоем. При этом создается естественная конвенция освежающего воздушного потока и днем, и ночью даже при отсутствии ветра. Поэтому знание морфографических характеристик рельефа и аэродинамики города являются основными условиями проектирования элементов города. |
|
6. |
Ингредиентное воздействие |
К этой категории относятся загрязненность воздуха и воды различными веществами, шум, вибрация, тепло, радиация и электромагнитное излучение. Самыми трудными для преодоления являются передвижные источники. Единственным путем является отчуждение крупных автотрасс и перекрестков от подстилающей зоны. |
Таким образом эти основные показатели аэрации жилых районов6 могут быть использованы при экологическом строительстве: выбор формы и размеров зданий, рельефа местности, рациональное планировочное решение с учетом загрязненности воздушного бассейна, природно-климатических условий и т.д.
Литература
Едилбаев Б.Т. Современное состояние экологической обстановки г.Алматы /II Туркестанский интеграционный форум стран Центральной Азии на тему: «Модернизация межгосударственных интеграционных связей центральноазиатских стран».-Туркестан, 2006.- II часть.- С.196-200.