СИСТЕМНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАСТРОЙКЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗАСТРОЙКЕ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

Бекбауов М.О. 1, Корганбаев Б.Н. 1
1Международный гуманитарно-технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Древний житель Центральной Азии при строительстве постоянного жилья использовал «метод времянки», т.е. после выбора местности вблизи водного источника строил времянку. Из опыта проживания в ней в течение определенного времени начинал планировать свой двор, дороги (тропинки) к нему, расположение кошары для домашних животных, чтобы запах от места их содержания не проникал в основное жилье. Окна и двери последнего устраивались с подветренной стороны с учетом возможности образования снежных сугробов и появления пыльных бурь. Уже тогда учитывались природно-климатические условия местности. Причем юрты являлись аэродинамически обтекаемыми, с низким лобовым сопротивлением, что обеспечивало необходимую аэрацию и устойчивость под воздействием ветрового напора.

Постепенная смена общественно-экономических формаций и переход к индустриальному типу цивилизации привели к появлению совершенно новых, не существовавших ранее, природно-антропогенных образований – промышленных городов.

Наиболее ощутимым с общеэкологической точки зрения свойством новых природно-антропогенных образований является резкое сокращение разнообразия естественной среды обитания, особенно характерное для крупных промышленных городов, где остались лишь искусственно поддерживаемые (парки, лесопарки) элементы природной среды, а также те или иные паразитарные формы флоры и фауны [1]. Значительные изменения претерпевает природной ландшафт: его непременными атрибутами становятся так называемые промышленные зоны, объединяющие производственные корпуса предприятий и разнообразные элементы сброса отходов производства (трубы, градирни, пруды-отстойники), а также необходимую для производства инфраструктуру (подъездные пути, ограждения и т.д.).

При экологическом строительстве городов следует исходить из показателей, сведенных в таблицу 1.

Почти все решения, изложенные в таблице 1, можно достигнуть с учетом закономерностей аэродинамики жилых массивов крупного города.

Таблица 1 – Основные показатели аэрации жилых районов

Показатели

Необходимость учета

1.

Форма жилых зданий

Влияет на величину ветрового напора, структуру потока, образование ветровой тени, снежных сугробов, пылевых наносов и на аэрацию жилого квартала. Поэтому предпочтительными являются сферические и цилиндрические дома с низкими аэродинамическими коэффициентами сопротивления.

2.

Плотность застройки

Имеет важное значение при проектировании микрорайонов и кварталов, коэффициент аэрации. Чем ниже эта величина, тем больше ЗВ выносятся из жилого массива. Особенно следует обратить внимание на свободную от застройки подстилающую зону. В современных микрорайонах этот показатель достигает 0,70,8, что является хорошим показателем аэрируемости жилой среды при высокой интенсивности движения автотранспорта.

3.

Структурно-планировочный показатель

Основные транспортные магистрали должны быть строго прямыми по направлению господствующего ветра, особенно летом в жаркое время. Улично-дорожная сеть должна иметь веерное расположение, для того чтобы обеспечить доступ к проветриваемости. Внутри микрорайона наиболее оптимальным вариантом расположения зданий и деревьев является разомкнутое, шахматное. Зеленые насаждения должны быть расположены в зоне ветровой тени, т.к. при этом обеспечивается низкое гидравлическое сопротивление жилого района. При периметральном расположении зданий вдоль автомагистралей, разделяющих микрорайоны, первые этажи зданий должны быть нежилыми. Школы и детские учреждения, как правило, проектируются внутри микрорайона вдали от источников шума, вибрации и загрязнений, т.к. находящиеся вокруг них здания играют экранирующую роль.

4.

Природно-климатический показатель

Температура, влажность и скорость ветра являются основными параметрами СНиП. Для южных городов к основному требованию относится защита пешехода от солнечных лучей и радиации. Ветер играет в основном благоприятную роль. Направление пылевых бурь должно быть защищено сплошными нежилыми зданиями и лесопарковыми зонами. Автотрассы не должны располагаться в тени деревьев и высоких зданий, это приведет к неблагоприятным условиям в зимнее время.

5.

Рельеф местности

Рельеф местности не формирует ветровой поток, а трансформирует его на уровне макрошероховатости. Кроме того, он оказывает влияние на естественный перенос ЗВ путем экранирования и аккумулирования. Особенно отрицательно сказывается строительство жилых районов не на проветриваемых местностях, например, в ложбине, где концентрируются ЗВ. Еще древние китайские философы говорили, что сзади дома должна быть гора, а спереди – водоем. При этом создается естественная конвенция освежающего воздушного потока и днем, и ночью даже при отсутствии ветра. Поэтому знание морфографических характеристик рельефа и аэродинамики города являются основными условиями проектирования элементов города.

6.

Ингредиентное воздействие

К этой категории относятся загрязненность воздуха и воды различными веществами, шум, вибрация, тепло, радиация и электромагнитное излучение. Самыми трудными для преодоления являются передвижные источники. Единственным путем является отчуждение крупных автотрасс и перекрестков от подстилающей зоны.

Таким образом эти основные показатели аэрации жилых районов6 могут быть использованы при экологическом строительстве: выбор формы и размеров зданий, рельефа местности, рациональное планировочное решение с учетом загрязненности воздушного бассейна, природно-климатических условий и т.д.

Литература

  1. Едилбаев Б.Т. Современное состояние экологической обстановки г.Алматы /II Туркестанский интеграционный форум стран Центральной Азии на тему: «Модернизация межгосударственных интеграционных связей центральноазиатских стран».-Туркестан, 2006.- II часть.- С.196-200.

Просмотров работы: 247