ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Григорьева Е.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоционально- волевой сферы, которое характеризуется недостаточным уровнем развития высших психических функций. Изучением данной проблемы занимались: Н.Г. Поддубная, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.Д.Триггер, Н.Ю. Борякова, Е.Н.Васильева, Г.Н. Ефремова.

На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих за­держку психического развития, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось в 2 раза.

По данным разных авторов, число детей данной категории колеблется в пределах 5-11 % от детской популя­ции. Эта группа детей имеет стойкую тенденцию к уве­личению: во-первых, из-за ослабления материнского и детского здоровья в целом по стране (В.И. Лубовский, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и др.); во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно обнаруживать детей с данной особенностью развития.

ЗПР определяется как особая сборная группа, включающая несколько клинических форм с разными проявлениями отклонения в развитии, отличающимися от олигофрении. В ра­ботах, проведённых под руководством М.С. Певзнер [3], дан анализ психофи­зического инфантилизма, временной задержки психического развития и са­мых важных клинических форм ЗПР. М.С. Певзнер выделила четыре клини­ческие формы психического и психофизического инфантилизма:

-инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при первично сохранённом интеллекте;

-инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

-инфантилизм, осложнённый церебро-асгеническим синдромом;

-инфантилизм в сочетании с недоразвитием речи.

Автор отмечает, что ведущим симптомом при различных формах ЗПР яв­ляется своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей при первично сохранённом интеллекте.

К.С. Лебединская [6] выделяет клинические типы ЗПР, различающиеся по этиопатогенетическому основанию:

-конституционального происхождения;

-соматогенного происхождения;

-психогенного происхождения;

-церебрально-органического происхождения.

К.С. Лебединская считает, что каждый тип ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особен­ности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятель­ности.

Для дифференциальной диагностики задержки психического развития от других нарушений в развитии, важным показателем при оценке психического развития ребёнка является развитие мышления и уровень сформированности мыслительных операций.

Т.В. Егорова изучала особенности мышления детей с ЗПР и динамику мыслительной деятельности. Согласно полученным данным у детей с задержкой психического разви­тия наблюдалась выраженная динамика в решении наглядно-практических и наглядно-образных задач и значительно меньшая динамика в решении задач, требующих использования мыслительной операции аналогии. Динамичность умственного развития и эффективность использования оказываемой помощи, по мнению Т.В. Егоровой, являются теми специфиче­скими особенностями, на основании которых можно дифференцировать детей с ЗПР от умственно отсталых.

ГЛ. Карпова и Т.П. Артемьева указывают, что отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников [5].

Т.А. Власова, В.И. Jlубовский, H.A. Никашина, отмечают, что одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отста­вание в развитии всех форм мышления. После получе­ния помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выпол­нять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне. Это по­зволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Дети с задержкой психического развития располагают большими по­тенциальными возможностями в плане способности овладевать предложенным им учебным материалом.

В мыслительной деятельности детей с ЗПР выделяют неравномерное развитие видов мышления. У.В. Ульенкова отмечает, что наблюдается более высокий уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития в сравнении со словесно-логическим. Невербальные тесты по суммарным показателям этим детям оказались более доступными, нежели вербальные [55].

Исследование Т.В. Егоровой показало, что при сравнении разных видов деятельности, требующих наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, наибольшие затруднения вызывает у млад­ших школьников с ЗПР решение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нару­шенным в наименьшей степени.

Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева указывают, что у детей с ЗПР значительной степени выражено отставание в словесно-логическом мышлении, менее выражено отставание в наглядно-образном мышлении и ближе к уровню нормального развития находится наглядно - действенное мышление. На отставание словесно-логического мышления у детей с ЗПР указывают и другие учёные: Т.А. Власова, В.И. Лубовский, H.A. Никашина, Т.А. Стрекалова.

С.Г. Шевченко отмечает, что развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития отрица­тельно влияет малый запас знаний об окружающем мире, отличающихся не­чёткостью и бессистемностью.

Т.А. Стрекалова [2] указывает, что большинство детей с ЗПР не могут самостоятельно строить умозаключения пу­тём сопоставления суждений и испытывают выраженные трудности в обосно­вании истинности и ложности суждений. Т.А. Стрекаловой сопоставлены уровни развития наглядного и словесно-логического мышления и выявлена по­ложительная корреляция между умениями решать наглядные задачи и возмож­ностями построения суждений и умозаключений.

У детей с ЗПР наблюдается дефицит мотивационного компонента, проявляющийся, по мнению М.М. Безруких в том, что познавательные про­цессы абсолютно не интересуют таких детей. На занятиях они сразу ста­новятся вялыми или, наоборот, излишне беспокойными, совершен­но не могут сосредоточиться на задании. У таких детей наблюдает­ся крайне низкая познавательная активность, они избегают умственного на­пряжения. Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский и Н.А. Никашина, по сравнению с нормальными сверстниками дети с задержкой развития характе­ризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется прежде всего в их недостаточной любознательности [4].

Большинство обычных детей дошкольного возраста задают очень много различных вопросов относительно окружающих предметов и явлений. Вначале эти вопросы поверхностны, но постепенно детей начинают интересовать суще­ственные, скрытые свойства явлений, сложные связи и отношения между ни­ми. Одни дети с задержкой психического развития вообще не задают вопросов. Это дети медлительные, пассивные, с замедленной речью. Другие задают вопросы, ко­торые преимущественно касаются лишь внешних свойств окружающих их предметов. Это несколько расторможенные, многословные и даже болтливые дети [1].

Детям с ЗПР присуща несформированность регуляционно-целевого компонента. Т.В. Его­рова отмечает в своем исследовании, что дети с ЗПР не могли в ходе реше­ния контролировать свои действия. Характерным для них было отсутствие эта­па ориентировки в задании. Дети не анализировали ис­ходные условия задачи, не планировали своих действий, а сразу приступали к манипулированию объектами в случае наглядно-практических задач или пред­лагали в качестве решения неадекватный вариант [3].

Т.В. Егорова, отмечая низкий уровень сформированности мыслительной деятельности у младших школьников с ЗПР, указывает на свое­образие их мыслительного процесса уже на начальном этапе деятельности, ко­торым является ориентирование. Автор обращает внимание на то, что при вы­полнении учебного, практического задания для детей с ЗПР характерным яв­ляется отсутствие или кратковременный характер данного этапа.

Вследствие низкой познавательной активности дети с задержкой психи­ческого развития, по наблюдениям Т.В. Егоровой, не осуществляют поиск ра­циональных приёмов решения задачи, не стремятся проверить выполненное задание. Довольно часто проявляется неумение этих детей выслушать ин­струкцию до конца, стремление как можно скорее приступить к практическому выполнению задания. Эти факты нашли подтверждение в ряде научно- экспериментальных работ H.A. Менчинской и А.Н. Цымбалюк, А.Н. Цымбалюк [4].

Дети с ЗПР обычно не ставят цели, не ищут рационального способа ре­шения. Н.П. Вайзман указывает на невозможность словесного объяснения выполненных действий, что свидетельствует о неосознанности мышления.

Детям с ЗПР присуща несформированность мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов). Н.П Вайзман отмечает, что мышление детей с задержкой психического развития характеризуется сла­бостью ориентировочного этапа, несформированностью процессов анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования. Г.М. Капустина также отмечает недоразвитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения [2].

З.И. Калмыкова отмечает, что у детей с ЗПР к моменту поступления в школу оказываются сформированными элементарные логиче­ские операции, которыми владеют маленькие дошкольники с соответствующим возрасту темпом развития. Такие дети с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Они беспомощны в осуществлении самых простых логических операций [5].

Эти операции составляют основной фонд интеллектуальной деятельности, и их состояние определяет её содержательную характеристику, пользуясь кото­рой можно описать отличия интеллектуальной деятельности детей с задержкой развития, нормальных и умственно отсталых.

Исследование И.Н. Брокане показало, что у детей шести лет с за­держкой психического развития операции мышления более развиты на чув­ственном, конкретно-предметном уровне, чем на вербально-абстрактном. У этих детей страдает процесс обобщения. Характеризуя мысли­тельные особенности детей с ЗПР, нельзя не отметить различия и внутри дан­ной группы детей. Дети с конституциональной, соматогенной и психогенной задержкой психического развития имеют менее нарушенную мыслительную деятельность. Они более восприимчивы к помощи, более критичны к получен­ным результатам. Дети с церебрально-органической задержкой имеют более глубокое нарушение мыслительной деятельности. Особо сильно это проявляет­ся при решении словесно-логических задач. Они практически не критичны к своим решениям.

Таким образом, несмотря на большую значимость, проблема развития мышления у дошкольников с ЗПР пока изучена недостаточноо. Ученые отмечают, что у детей с ЗПР 6-7 лет наблюдается конкретность мышления, слабое развитие мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей; невладение родовыми понятиями; замедленность, инертность, косность мышления, стремление к шаблону (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А Коробейникова и др.).

У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. К началу школьного обучения наблюдается не сформированности основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.

Как показывают многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой пси­хического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитывать имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создавать адекватные условия обучения и воспитания в ДОО.

Список литературы

1.Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. 154 с.

2.Стрекалова, Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ...канд. психол. наук. – М., 1982. – 166 с.

3.Обучение детей с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. 120 с.

4. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением тем­па развития // Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия: Со­став. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М.: Ин-т практ. Психологии; 1996. С. 111-5.

5.У.В. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

6. Фадина Г.В. Диагностика и корркция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.

Просмотров работы: 8386