РОЛЬ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОРОДОВ

Гостева П.П. 1
1ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наше время стремительный рост городов сопровождается развитием социальной и инженерно-технической инфраструктуры, что имеет не только положительное значение. Город становится причиной множества экологических проблем. Основным источником загрязнения является автотранспорт и промышленные предприятия. Отдельная группа проблем связана с существенным вредом экологии, который наносится автотранспортом в различных дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и инцидентах (ДТИ). Существует модель поведения при аварии, которая способна предупредить и облегчить негативные последствия.

В Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорится об упрощенном порядке регистрирования некоторых ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ДТП. Чтобы получить страховую выплату достаточным условиями стали определение виновника ДТП и оформление факта дорожно-транспортного происшествия, при котором вред причинен только транспортным средствам. После этого водители в праве покинуть место аварии.

Пункт 2.6.1. Правил дорожного движения требует заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии. Однако практика показывает, что не все водители способны самостоятельно грамотно заполнить этот бланк. Страховые компании отказываются выплачивать страховку из-за неверно составленных документов. Это приводит к тому, что водители при каждом ДТП вызывают сотрудников ГБДД, чтобы гарантированно получить страховую выплату.

На помощь водителям пришли «аварийные комиссары», работающие в настоящее время в каждом российском городе, оказывая неоценимую помощь автовладельцам и сотрудникам ГИБДД. Аварийный комиссар - юридическое или физическое лицо, к услугам которого прибегают страховщики при необходимости защиты своих интересов в случае ДТИ.

Затор на дороге, возникший в результате незначительной аварии, может вызвать более существенный вред, нежели ущерб, нанесенный автомобилям, участвующим в ДТП. ДТИ вызывают социальные затруднения в масштабах всего города. Такие затруднения могут быть выражены в следующем:

- появление затора на дороге, снижение видимости другому автотранспортному средству (АТ), создание препятствий для оперативного перемещения аварийно-спасательных служб;

- потеря концентрации внимания очевидцев-водителей АТ с риском возникновения новых ДТИ;

- провокация водителей-участников движения на объезд места ДТИ, связанного с выездом на тротуар, на полосу встречную движения, повышая риск наезда на пешеходов и возникновения новых аварий;

- провокация пешеходов на переход дороги в неположенных, а, следовательно, опасных местах при попытке обойти место инцидента и т.д.

ДТП может повлечь за собой следующие нарушения экологического равновесия и устойчивости экосистемы:

- пролившиеся технические жидкости из АТ;

- осколки стекла, разбитых фар и т.д. представляющие собой неорганический мусор;

- повреждение линии электропередач ветвями сваленного дерева, либо самим АТ, повышающее риск замыкания с последующим возгоранием;

- локальное повышение концентрации выхлопных газов в воздухе вокруг места ДТИ;

- другие общие негативные воздействия на объекты живой природы и человека.

Быстрая и оперативная работа АК, при которой водители в короткий срок готовы покинуть место аварии, восстановить свободное движение транспорта, а дорожные службы сразу же способны привести дороги в прежнее состояние, позволяет избежать подобные социально-экологические проблемы от последствий ДТП, однако не все из существующих.

К сожалению, нормативно-правовая база, регламентирующая работу аварийных комиссаров, не идеальна. Об аварийных комиссарах в качестве субъектов не упоминают в Законе об организации страхового дела, но страховые компании доверяют их документам. В нормативных актах, регулирующих сферу обеспечения безопасного дорожного движения, компетенция аварийных комиссаров также не регламентирована.

Аварийные комиссары, не имеют права установить виновное в аварии лицо, при споре водителей о виновной стороне, аварийный комиссар не всегда может убедить стороны прибегнуть к его помощи, не вызывать для оформления ДТП госавтоинспектора. В случае выезда на место ДТИ сотрудника полиции, водитель обязан подчиниться его мнению, после составления документов, покинуть место аварии. Аварийный комиссар не обладает правом требовать от водителей подобного поведения.

При обзоре форумов по деятельности аварийных комиссаров обращают на себя внимание многочисленные жалобы автолюбителей на низкую компетентность аварийных комиссаров, а именно незнание основных правил ПДД, работа исключительно в интересах страховых компаний, при наличии жертв в ДТП отказ оказывать помощь и прочее. Поэтому приходится констатировать, что наименование «аварийный комиссар», вошедшее в повседневный обиход, довольно удобное, информативное, но не несет смысловую нагрузку, т.к. полномочиями, делегированных государством, не обладает.

Права, обязанности, а также ответственность на месте ДТП, несомненно, должны быть закреплены в законе. Деятельность аварийных комиссаров необходимо направить на прямое участие в охране правопорядка, как его части в обеспечении безопасности дорожного движения. Для наделения аварийных комиссаров такими полномочиями им будет необходимо пройти обучение в ГИБДД, затем сдать экзамены по знанию Правил дорожного движения, порядку оформления документов на месте дорожно-транспортного происшествия, а также экзамен по регулированию дорожного движения с помощью сигналов регулировщика, по итогам которых получить допуск к осуществлению данной деятельности.

Необходимость расширения ответственности аварийных комиссаров диктуется и потребностью решения социально-экологических проблем. Службы АК, наделенные социальной ответственностью, будут способствовать быстрейшей ликвидации негативных последствий аварий не только с социальной точки зрения (помощь в эвакуации пострадавшего АТ), но и с точки зрения экологии: (локализация вытекших технических жидкостей и т.д.).

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Служба аварийных комиссаров в городах необходима;

2. Знания особенностей оформления документов для страховых компаний и органов ГИБДД у представителей служб аварийных комиссаров позволят исключить ошибки в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности;

3. При условии закрепления прав и обязанностей службы АК в Федеральном законе об охране общественного порядка:

3.1 Аварийный комиссар должен сдать в ГИБДД экзамены по Правилам дорожного движения, правилам составления необходимых документов для фиксации аварии, навыков по регулированию дорожного движения, знанию знаков регулировщика дорожного движения;

3.2 Основные права аварийного комиссара на месте аварии: установить виновное лицо, требовать от водителей предъявлять документы, фиксировать дорожно-транспортное происшествие,представлять собранные материалы сотруднику Госавтоинспекции.

3.3 Обязанности аварийного комиссара – предпринимать меры по восстановлению свободного движения по дороге, при необходимости, выступать в качестве регулировщика дорожного движения, сообщать в ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии.

3.4 Появление возможности статистического учета аварийных эпизодов, позволяющего проводить детальный анализ случившихся инцидентов как для выявления причин их возникновения, так и для оценки с последующем прогнозированием социально-экологических проблем, вызванных ДТИ.

Таким образом, роль аварийных комиссаров на данный момент велика, но эта служба могла бы в большей степени участвовать в ликвидации последствий ДТП, охватывая больший процент дорожных происшествий, что благоприятно воздействовало бы на социально-экологическую обстановку в городах. Предложенные организационные меры и изменения в правовых актах повысят эффективность присутствия квалифицированного специалиста на месте дорожно-транспортного происшествия.

Список литературы:

1.Голованова Т.В. Компетенция аварийных комиссаров в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Политика, государство и право. 2015. № 2 URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2403 (дата обращения: 10.01.2017).

2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 10.09.2016) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

3. Воробьев А.Л., Лукоянов В.А., Колчина И.В. Оптимизация процесса оказания услуг аварийных комиссаров методом стандартизации на основе анализа процессной модели // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 4 (179). С. 18-23.

Просмотров работы: 311