Нарушение способности к установлению эмоционального контакта.
Стереотипность в поведении – это может быть выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; а может наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т. д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересах, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках.
Особенности речевого развития (мутизм, эхолалии, аграмматизмы, речевые штампы (шаблонная речь), стереотипные монологи, отсутствие речи от первого лица), которые свидетельствуют о нарушении возможности использовать речь в целях общения.
Повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может быть непереносимость бытовых шумов, нелюбовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек, непереносимость одежды.
Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития.
Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках).
Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.
Диагностические критерии РДА (F84.0) по МКБ-10.
поверхность, шум, вибрация). |
Итак, по международной классификации болезней «синдром раннего детского аутизма» проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется функциональными ограничениями в трёх основных областях: социальном взаимодействии, коммуникативном поведении и мотивационной сфере. У ребёнка наблюдается стереотипный тип поведения, выраженные поведенческие нарушения в форме фобий, немотивированных приступов ярости, агрессии, самоповреждения» [2].
В момент постановки диагноза семья переживает тяжелейший стресс. Достаточно поздно — в три, четыре, а иногда и в пять лет родители узнают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, необучаем: ему следует оформить инвалидность [3]. Реакция родителей на поставленный диагноз бывает различной. Чаще всего это подавленность, растерянность перед неконтактностью ребенка, напряженность, тревога. Родители находятся в состоянии стресса, который нередко становится хроническим, это в свою очередь приводит к конфликтности семейных отношений, к взаимным обвинениям и упрекам. Родители детей с синдромом РДА нередко нуждаются в психотерапевтической помощи. В частности, отсутствие у ребенка выраженного стремления к общению, избегание глазного, тактильного и речевого контактов могут вызвать у матери формирование выраженного чувства вины, неуверенности в реализации своей материнской роли [4]. Такой ребенок не несет ей достаточного эмоционального отклика, радости общения. Это приводит к депрессивности, астено-невротическим проявлениям. [3]. Матери испытывают ограничение личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, они имеют очень низкую самооценку, считая себя плохими воспитателями [3]. Поскольку мать ребенка с синдромом РДА часто выступает для него в качестве проводника, через которого он взаимодействует с окружающим миром, это приводит к формированию повышенной зависимости ребенка от матери, формируя у нее тревогу относительно того, сможет ли ее ребенок включиться в более широкий социум. [4]. Отцы, как правило, проводят больше времени на работе, хотя на них ложатся обязанности материального обеспечения семьи, которые носят долговременный характер. Братья и сестры аутичных детей тоже испытывают определенные трудности, так как родители нередко вынуждены жертвовать их интересами. Они могут чувствовать обделенность вниманием, ощущать, что родители их любят меньше. Иногда они разделяют заботы семьи, а иногда и отстраняются, что дополнительно ранит родителей [3]. Позиции родителей могут быть различными. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на его недостатках. Они стыдятся за ребенка. Воспитание строится на жестко-директивных принципах. Другие родители, наоборот, всячески преувеличивают достижения своих детей и затушевывают их недостаточность. Часто родители сами многое делают за ребенка, не замечая этого и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях имеет место противоречивость позиций. Многие родители считают главным вербально-интеллектуальное развитие, хотя страдает преимущественно невербальное развитие [3]. Семья может столкнуться с недоброжелательностью соседей, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении. Во всем мире семьи, воспитывающие аутичных детей, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие детей с другими особенностями, в том числе с умственной отсталостью [3]. В нашей стране это во многом связано с отсутствием какой-либо системы ранней помощи детям с аутизмом, с тем, что существующие детские учреждения не готовы к принятию детей с необычным, сложным поведением. Даже если ребенок по своему состоянию может посещать дозировано детский сад или какую-либо обучающую группу детей, необходимы определенные условия, к которым относятся:
Малое количество детей в группе;
Наличие рядом с ребенком постоянного сопровождающего, который может постоянно комментировать то, что происходит вокруг, постепенно включать малыша во взаимодействие с другими детьми.
При РДА круг общения ребенка ограничен семейным кругом, который в свою очередь может оказывать как положительное, так и негативное влияние. Поэтому важно оказать помощь семье в принятии и понимании проблем ребёнка, в выработке подходов к «домашней коррекции» как к неотъемлемой составляющей общего плана реализации коррекционно-воспитательной программы.
Многие родители чувствуют себя лучше, если получают больше информации о болезни, если их поддерживают в экономическом плане, помогают принять правильное решение. В целом психотерапия здесь не слишком помогает. Больше пользы принесет встреча семьи с человеком, много знающим о таких нарушениях в общем и о данной проблеме в частности. При этом важно «индивидуализировать» помощь, помня о том, что каждая семья уникальна [3]. Все эти обстоятельства говорят о необходимости комплексного сопровождения родителей детей с синдромом РДА.
Комплексное сопровождение родителей, воспитывающих детей с синдромом раннего детского аутизма, включает в себя:
Психологическую помощь:
а) ребенку с синдромом РДА, которая нацелена на исправление имеющихся у ребенка недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. Эта помощь направлена «на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений [2]». Учитывая сложность дефекта у детей с аутизмом, мы рассматриваем необходимую в данном случае психологическую помощь как сложную систему психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка в социуме, развитие интеллектуальных и речевых функций, которые соответствуют психофизическим возможностям ребенка [2].
б) родителям детей с синдромом РДА, которая включает в себя:
помощь в принятии, осознании проблемы;
знакомство родителей детей с синдромом РДА друг с другом или с имеющимися в городе социальными службами, родительскими ассоциациями, семейными клубами.
Педагогическая помощь, которая включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. А также рассказывает о современных методиках в специальной педагогике и психологии.
Диагностическая помощь широко используется в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК), где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка. Сам процесс диагностики детей с синдромом РДА является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики.
Медицинская помощь включает в себя лечение, реабилитацию детей с синдромом РДА, а также психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.
В настоящее время нет научно - доказанных сведений об основной причине возникновения синдрома раннего детского аутизма, поэтому не существует какого-либо единого способа лечения этого заболевания в медицине или методики в специальной педагогике и психологии, благодаря которым можно было бы «вылечить» ребенка. Однако, если вовремя оказать качественно-продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов. Чрезвычайно важно помочь родителям прийти к мысли о нецелесообразности отказа от себя во имя ребенка. Объяснить, что это не способствует развитию и социализации ребенка. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований. Для этого им предлагаются готовые рецепты поведения [3].
Список использованной литературы
Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. А. Костин, М. Ю. Веденина, А. В. Аршатский, О. С. Аршатская. - Изд. 2-е. – М.: Теревинф, 2008. – 224 с. – (Особый ребенок).
Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
Специальная психология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.; под ред. В. И. Лубовского. – Изд. 6-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2009. – 560 с.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. - 9-е изд. Стер. – М.: Академия, 2009. – 400 с.