СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Европейский Север России традиционно являлся регионом господства православия. В течение 1950-1980-х гг. на обширной территории Архангельской, Вологодской и Мурманской областей располагались две епархии Русской православной церкви (РПЦ). Архангельская и Холмогорская епархия включала Архангельскую и Мурманскую области, а также Коми АССР. Вологодская и Великоустюжская епархия находится в границах одноименной области [8].  

До 1988 г. наряду с приходами РПЦ были официально зарегистрированы две крупные общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - в гг. Архангельске и Череповце [7], а также действовали без регистрации небольшие группы верующих ЕХБ, АСД (адвентистов седьмого дня), ХВЕ (христиан веры евангельской - пятидесятников) и Свидетелей Иеговы [9]. Имеются отрывочные сведения об истинно-православных христианах, проживающих на ст. Мудьюга в Архангельской области и в Никольском районе Вологодской области [5]. Без официального признания действовали группы баптистов-инициативников, сторонников Совета церквей ЕХБ, принципиально не получавших государственной регистрации [4].

С введением с 1990 г. вероисповедного плюрализма, закреплённого в новом законодательстве о религиозных культах СССР и РСФСР, ситуация изменилась. В 1990-е гг. регистрация новых общих верующих различных конфессий приобрела массовый характер. По официальным данным Министерства юстиции России, на 27 марта 2012 г. [11] в указанных областях было официально зарегистрировано 434 христианские религиозные организации (ХРО), из которых 313 (72,1%) православных приходов, монастырей и подворий. В целом, по критериям Р.Н. Лункина [3, с. 29], регион можно считать православным, но ситуация в разных областях отличается.

По соотношению православных сообществ к остальным ХРО действительно православными остаются только Архангельская и Вологодская области. Среди них более динамично развивается Архангельская епархия РПЦ. В конце 2011 г. получившая статус митрополии. Архангельская митрополия образовалась в пределах Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Митрополия включает в свой состав Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии [1].

Вологодская область также является православным регионом, в 2012 г. организации РПЦ составляли 75% от всех христианских религиозных объединений (ХРО), а сейчас их доля возросла до 80% Наряду с открытием православных приходов, мечети в Вологодской области религиозные общины протестантизма (ЕХБ, АСД, ХВЕ) и даже новые религиозные движения, принадлежащих к экзотическим необуддистским и неоиндуистским культам [6]. В настоящее время преобразование Вологодской епархии в митрополию, рост числа религиозных общин РПЦ, создание духовной семинарии и передача Церкви крупных соборов и монастырей упрочили позиции православия в регионе в количественном выражении [2].

2 октября 2013 г определением Священного Синода в пределах Мурманской области образована Мурманская и Североморская епархии [10, 12]. Мурманская область находится на границе «конкурентного» и «малорелигиозного» региона: только половина зарегистрированных общин там принадлежат РПЦ, а каждое четвёртое ХРО - пятидесятникам.

Менее чем за десятилетие число приходов РПЦ Архангельской епархии сократилось на 15, Вологодской - на 8, Мурманской - на 3.

Кроме ХРО, в этих областях зарегистрированы общины мусульман (5), иудеев (5) и группы новых религиозных движений (НРД), в том числе три организации необуддистов («Буддизм Алмазного пути школы Карма Кагью») и две неоиндуистов («Общество Сознания Кришны»).

Общей тенденцией последних двух десятилетий является на Русском Севере (и в целом по России) рост числа общин ХВЕ и Свидетелей Иеговы - конфессий, известных «навязчивым прозелитизмом». Это можно объяснить тем, что данные конфессии известны активной миссионерской деятельностью на улицах и по месту жительства, что, безусловно, способствует привлечению в общины новых членов [6]. 27 ноября 2015 было принято решение Управления Минюста по Архангельской области о ликвидации Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Центральная, Архангельск», но завершить данную процедуру религиозной организации удалось только в 2017 году. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Центральная, Архангельск» 17 января .2017 исключена из единого государственного реестра юридических лиц на основании распоряжения Управления, и прекратила свое существование как юридическое лицо [11].

Официальная статистика не в полной мере раскрывает конфессиональную картину описываемого региона. Например, во всех областях имеются общины баптистов - сторонников Международного совета церквей (МСЦ) ЕХБ, принципиально не получающих регистрации (в Архангельской области - 10, Вологодской - 7, Мурманской - 5).

Судя по росту антисектантской активности на Севере, в последние годы угрозой духовной безопасности и конкурентом для традиционных конфессий стали общества, которые по статусу не являются религиозными, а действуют в качестве культурных, образовательных, оздоровительных и экологических организаций и движений. На сайте Архангельской митрополии РПЦ даже появился специальный раздел «Антисектантская деятельность», где публикуются новостные и иные материалы про НРД и культы различного толка, существующие на территории области [1]. Среди них: «Церковь объединения» (муниты), «Аштар. Лечение Святыми», филиал «Ашрама Шамбалы», Благотворительный фонд нравственной реабилитации человека «Иолоя» (рериховцы), образовательные центры «Праксис-Карьера» и «ESL-Архангельск» (оба - сайентологи), общественная организация «Духовное возрождение северян» (медитация по методике учения «Сант-Самат - Путь Мастеров)», «Анастасия».

Если православные приходы и монастыри распространены повсюду, то общины протестантов - в промышленных центрах и рабочих посёлках, а экзотические культы - чаще представлены в областных центрах. Это объясняется прошедшей в советский период принудительной атеизацией населения (в основном городского) в Архангельской и Мурманской областях, сокращением числа местных жителей, а также миграционными процессами на Севере.

Анализ статистики Минюста России показывает, что в Мурманской области 28 общин пятидесятников обосновались во всех городах и посёлках (иногда по две и более, поскольку они входят в три разные организации ХВЕ: Российская церковь (РЦХВЕ), Объединённая церковь (ОЦХВЕ) и Российский объединённый союз ХВЕ (РОСХВЕ). Наиболее крупной организацией пятидесятников является РОСХВЕ под руководством С.В. Ряховского. Согласно уставным документам РОСХВЕ, в отличие от баптистов, организован по епископально-конгрегациональному принципу, когда священнослужители - пасторы (пресвитеры) и дьяконы - связаны в единую иерархию, а также существуют епархии, возглавляемые епископами.

В г. Североморске (базе Северного флота ВМФ) зарегистрированы общины ЕХБ, ХВЕ, АСД и Свидетелей Иеговы. В г. Северодвинске Архангельской области - важнейшем военно-промышленном центре - есть общины АСД, Свидетелей Иеговы, ХВЕ (4) и школы Карма Кагью. В г. Кандалакше - 5 общин протестантов, в Апатитах - 4, г. в Оленегорске - 3, в Новодвинске и Котласе - по 2. Действуют АСД и ХВЕ и в космическом центре России (г. Плесецк и п. Мирный). Учитывая зарубежное происхождение многих конфессий, высказываются опасения, что подобное размещение чужих религиозных организаций ставит под угрозу не только духовную безопасность граждан, но и в целом национальную безопасность страны, которые в определённой степени оправданы.

Таким образом, конфессиональные процессы, происходящие в северных областях России, вполне соответствуют общеевропейским тенденциям. С одной стороны, принадлежность господствующей конфессии часто обозначается в силу сложившихся национальных традиций (русский - значит православный, испанец - католик, татарин - мусульманин и т.п.). В результате, подавляющее большинство верующих только формально входят в Церковь, что ослабляет её влияние на общество. С другой стороны, очевидно укрепление позиций нетрадиционных для региона конфессий и рост НРД. В заключении отметим, что деятельность НРД заслуживает пристального внимания учёных и контроля правоохранительных органов. Важной потребностью становится совершенствование судебной практики и создание независимой религиоведческой экспертизы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Архангельская епархия [Электронный ресурс]. URL: http://www.arh-eparhia.ru. (дата обращения 17.12.2016).

  2. Вологодская митрополия [Электронный ресурс]. URL: http://vologda-mitropolia.ru/volmitrol (дата обращения 17.12.2016).

  3. Лункин Р.Н. «Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социс. 2008. № 4. С. 27-37.

  4. Молодов О.Б. Баптисты-инициативники в годы перестройки (на материалах «Братского листка») // Религии и СМИ: сборник материалов круглого стола (Н. Новгород, 15.11.2011 г.). Н. Новгород: ИД «Медина»: НГЛУ им. А Н. Добролюбова, 2012. С. 51-55.

  5. Молодов О.Б. Истинно-православные христиане на Европейском Севере СССР в конце 1950-х - начале 1980-х гг. // Конфессии и межконфессиональные отношения в истории и традиции: материалы всерос. науч. конф. (г. Самара, 1213.12.2008 г.) / отв. ред. А.А. Бельцер. Самара, 2009. С. 200-208.

  6. Молодов О.Б. Консолидирующий потенциал религии в православном регионе (на примере Вологодской области) // В сборнике: РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО - 10 Сборник научных статей. Под общей редакцией В.В. Старостенко, О. В. Дьяченко. 2016. С. 142-144.

  7. Молодов О.Б. Община баптистов г. Череповца в 1960-1980-е гг.: проблема регистрации // Феномен индустриального города в контексте истории: материалы всерос. науч.-практ. конф. (г. Череповец, 6-8.10.2011 г.) / отв. ред. О.Ю. Соло- дянкина. Череповец: ЧГУ, 2011. С. 124-129.

  8. Молодов О.Б. Особенности конфессиональной географии областей Европейского Севера России // Социогуманитарный вестник. 2013. № 2 (11). С. 38-42.

  9. Молодов О.Б. Протестантские общины и группы верующих на Европейском Севере СССР в 1960-1980-е гг. // Актуальные вопросы современной библеистики, истории церкви и практического богословия. Труды Санкт-Петербургского Христианского Университета. 2011. № 3. С. 219-228.

  10. Мурманская и Мончегорская епархия [Электронный ресурс]. URL: http://www.mmeparh.ru/ (дата обращения 17.12.2016).

  11. Официальный сайт Министерства юстиции России [Электронный ресурс]. URL: http://www. unro.minjust.ru/NKOs.aspx. (дата обращения 17.12.2016).

  12. Североморская епархия [Электронный ресурс]. URL: http://severeparh.ru/ (дата обращения 17.12.2016).

Просмотров работы: 781