ПРОБЛЕМА «ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА»: БЛАГО ИЛИ БРЕМЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА «ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА»: БЛАГО ИЛИ БРЕМЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ошибочно думать, будто технологические новшества

имеют односторонний эффект. Всякая технология

это и бремя, и благо: никогда не

«или – или», а всегда то и другое.

Нейл Постман [6].

Трудно не согласиться с тем, что технологии очень влияют на жизнь человека и общества в целом. С развитием технологий развивается и сам человек; прямое тому доказательство – отличие человека современного от человека XVIII века. Различия становятся ощутимыми при сравнении современности с античностью и более ранними периодами. Но почему мы стали другими? Что на нас так повлияло, что нас изменило?

Ответ на этот вопрос кроется в многогранном понятии – «технологии». Кто-то может не согласиться с этим, утверждая, что человека формирует внешняя среда и общество. Он, безусловно, окажется прав, ибо общества, существующие в разные периоды и в разное время, значительно отличаются друг от друга культурой, ценностями и мышлением. И они, безусловно, отличаются уровнем развития, а, соответственно, и технологиями.

Для примера возьмём первобытное общество и современное. Тысячи лет назад не было технологий, способных преобразовывать окружающий мир, соответственно, человек был подвержен воздействию природы, непредсказуемым катаклизмам, будь то извержение вулкана или удар молнии, из-за которого начинался огромный лесной пожар. Человек должен был выжить в такой агрессивной и опасной среде. Для того чтобы выжить, у него были потребности: поесть, поспать, продолжить род, не попасться хищнику. Теперь рассмотрим современное общество. Человек обладает инструментами по преобразованию мира. Он строит мегаполисы, он может производить сколь угодно много еды и других благ. Он больше не боится хищных животных; у него огромный арсенал методов борьбы с ними. В конце концов, у него есть винтовка, и если он захочет, то просто пристрелит «опасных хищников», угрожающих его жизни. Человек встал на высшую ступень пищевой цепи, и ему попросту некого боятся, кроме других людей с винтовками. Природные катаклизмы более не внушают такой страх, т.к. с помощью знаний и технологий он «раскрыл их секрет». Нашёл закономерности, научился прогнозировать, защищаться и в некоторых случаях ликвидировать. Таким образом, человечество максимально сокращает потери в таких катастрофах.

Теперь потребность просто выжить уходит на задний план; человеку нужно «выжить со всевозможным комфортом». У него появляется множество потребностей: комфортный дом, хорошая машина, достаток денег и т.д. Но помимо материальных потребностей, у человека появляются и духовные: искусство, вера, здоровый сон, состояние души, развлечения. Разве такое могло произойти без влияния технологий на окружающий мир, без влияния окружающего мира на человека, и без влияния человека на технологии.

 

Технологии

Человек

 

 

Всё что нас окружает

 

Верна и обратная цепочка. Природа влияет на технологии, в свою очередь, влияющие на человека и наоборот. Технологии выступают в качестве посредника между человеком и природой. Например, на нашей планете присутствует гравитация. Она влияет на технологии, т.е. автомобиль для своего передвижения должен учитывать и использовать наличие гравитации. Поскольку автомобиль движется за счёт силы трения качения, а для того чтобы оно возникало, необходимо сцепление с дорогой, невозможное без постоянного действия гравитации. Благодаря появлению автомобиля, человек получил, в некотором роде, свободу и возможность передвигаться на большие расстояния, путешествовать. Автомобиль не только средство передвижения, это ещё и статусность владельца, предмет его гордости.

Необходимость – мать всех изобретений.

Платон [6].

Что же такое технология? Технология– совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле – применение научного знания для решения практических задач [3]. В наше время таких практических задач великое множество: постижение космоса, развитие медиа индустрии, ВПК (Военно-Промышленный Комплекс), нахождение формулы бессмертия, поиск и доказательство существования инопланетян и прочее. Перечислим этапы создания и совершенствования технологий.

  1. Человек заинтересовался определённым аспектом жизни.

  2. Человек применил накопленные до этого момента знания, чтобы «приоткрыть завесу неизвестного, «подглядеть» в замочную скважину»

  3. Человек извлёк новые знания

  4. Человек изучил, доказал и систематизировал их.

  5. Человек «упёрся в технологический потолок», т.е. он не имеет возможности продолжать исследования без определённой техники.

  6. Человек «пробил технологический потолок», создал технику для продолжения исследований.

  7. Человек расширил свои познания, вписав их в существующую систему.

  8. Человек «упёрся в новый потолок»

Человек постоянно сталкивается с трудностями в изучении и познании. Он постоянно упирается в новый потолок. Рассмотрим пример изучения космоса. Человек заинтересовался им, ему стало интересно, что за белые точки в ночном небе и что за белое светило в облаках (речь идёт о луне) [4]. Он стал наблюдать за тем, как они движутся, сколько это длится, как зависит длительность дня от их положения, влияет ли это на приливы и отливы, а также психическое состояние человека. Он многое понял и систематизировал, так, например, примерно в 3000 г. до н. э. – египтяне определили, что продолжительность года – 360 дней. В 585 году до н. э. – Фалес Милетский предсказал солнечное затмение. Но потом человечество «упёрлось в потолок»: для дальнейшего изучения больше не хватало просто взгляда на небо «невооружёнными глазами» и простого счета. Нужна была новая техника для более детального изучения. И она появилась – телескоп. Самые первые чертежи простейшего линзового телескопа были обнаружены ещё в записях Леонардо да Винчи, датируемых 1509 годом. Сохранилась его запись: «Сделай стекла, чтобы смотреть на полную Луну» («Атлантический кодекс»). Первым, кто направил зрительную трубу в небо, превратив её в телескоп, и получил новые научные данные, стал Галилей. В 1609 году он создал свою первую зрительную трубу с трёхкратным увеличением. В том же году он построил телескоп с восьмикратным увеличением длиной около полуметра. Позже им был создан телескоп, дававший 32-кратное увеличение: длина телескопа была около метра, а диаметр объектива – 4,5 см. Это был очень несовершенный инструмент. Тем не менее, с его помощью Галилей сделал ряд открытий. Далее по мере развития технологий и техники создавались более современные и точные приборы, способствующие дальнейшему изучению космоса. На данный момент мы имеем множество гигантских телескопов, способных заглянуть в самые дальние уголки космоса и передать четкие картинки в различных спектрах, например, знаменитый телескоп Хаббл. Так мы подошли к понятию техники.

Те́хника– обобщающее наименование технических средств (устройств). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности – машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д. [3].

Мне кажется, что большинство изобретений начинается

с того, что изобретателя просто что-то

серьёзно не устраивает.

Рей Долби [6].

Колесо как локомотив технологий. Что общего между колесом, велосипедом и самолётом? Или как мы дошли до этого. По мнению М. Маклюэна, «типы взаимодействия между колесом, велосипедом и самолетом очень поразят тех, кто никогда о них не задумывался. Гончарный круг, как и все прочие технологии, был ускорением уже существующего процесса [1, c. 93]. После того, как кочевое собирательство уступило место оседлому образу жизни, связанному со вспашкой земель и посевными работами, возросла потребность в хранении запасов. Для все большего числа самых разных целей требовались горшки. Люди обратили свои силы на изменение форм вещей посредством окультуривания. Переход к специализации производства в локальных районах создал потребность в обмене и транспорте. Для этой цели в Северной Европе вплоть до 5000 года до нашей эры использовались сани, саням же естественным образом предшествовали люди-носильщики и гужевые животные. Колесо, помещенное под сани, было ускорителем ног, а не руки. С этим ускорением ног возникла потребность в дороге. Каждое расширение или ускорение создает новые конфигурации во всей ситуации в целом. Колесо создало дорогу и стало быстрее доставлять продукцию сельского хозяйства с полей в поселения. Ускорение создавало все более крупные центры, все больший специализм и более интенсивные стимулы, агрегаты и агрессии. Так, колесный транспорт сразу же являет себя в образе боевой колесницы, а городской центр, созданный колесом, – в образе агрессивной крепости [1, c. 94]. Велосипед поднял колесо в плоскость аэродинамического баланса и не слишком-то окольно привел к созданию самолета. Не случайно братья Райт были велосипедными механиками, а первые аэропланы чем-то напоминали велосипеды. Трансформации технологии имеют характер органической эволюции, поскольку все технологии – расширения нашего физического бытия. Благодаря ускорению самолет скручивает в себя автодорогу. В момент взлета дорога исчезает в самолете, и он становится ракетой, самодостаточной транспортной системой. В отличие от крыла или плавника, колесо линейно и требует дороги для своего завершения. Именно тандемное соединение колес создало трехколесный, а затем двухколесный велосипед» [1, c. 93].

Таким образом, можно проследить цепочку развития технологий. С увеличением количества товаров и потребностью перевозить их на большие расстояния человек понял, что перетащить всё на своем горбу он не сможет, вьючные животные уже не справляются с таким объёмом и тяжестью. Соответственно нужно найти решение проблемы. Он знал, что ствол дерева гораздо легче катить, чем тащить и использовал этот принцип для облегчения перевозки. Так появилось колесо. Поставив пару колёс под телегу, он значительно упростил процесс доставки товаров. Следующая проблема – через лес по нехоженым тропам перемещаться не очень удобно и весьма проблематично, телега быстро развалится от таких нагрузок. Тогда человек понял, что нужна дорога от пункта А до пункта Б, по которой можно было быстро перемещаться, не боясь сломать колёса или ось на очередной колдобине. Так он создал сеть дорог, значительно ускорив процесс доставки грузов.

Время шло, человечество развивалось, количество товаров увеличивалось и телег стало не хватать. Пользуясь принципом, описанным выше, человек дошёл до поезда и железнодорожного сообщения [5]. Появление устройства, совмещающего в себе скорость поезда и манёвренность повозки, было лишь вопросом времени. Первые известные чертёжи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи, однако ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. В 1886 году Карл Бенц изготовил и запатентовал первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями. В 1895 году Бенц изготовил первый автобус с двигателями внутреннего сгорания.

Колесо изменило мир, став отправной точкой в создании многих изобретений и принципов действия. Оно было использовано в гончарном круге, ускорив процесс изготовления гончарных изделий. Гончарный круг, как и все прочие технологии, был ускорением уже существующего процесса. После того, как кочевое собирательство уступило место оседлому образу жизни, связанному со вспашкой земель и посевными работами, возросла потребность в хранении запасов. Для возрастающего числа самых разных целей требовались горшки. Оно присутствовало в первых кинокамерах и кинопроекторах. Знаменательно, что эта тончайшая и сложнейшая группировка колес была изобретена ради того, чтобы выиграть пари. Из идеи механически реконструировать движение возникли кинокамера и кинопроектор. Колесо совершило огромный эволюционный прыжок в кинотеатр. Подходя к теме колеса, Линн Уайт объясняет, как эволюция колеса в средние века была связана с развитием хомута и упряжи. До открытия хомута повышение скорости и выносливости лошади, необходимое для гужевых перевозок, было немыслимым. Но стоило лишь получить развитие конской упряжи, как это сразу же привело к развитию телег с вращающимися передними осями и тормозами. К середине XIII века четырехколесная телега, приспособленная к транспортировке тяжелых грузов, стала обычным делом. Последствия ее появления для городской жизни трудно переоценить. Крестьяне стали жить в городах, выезжая каждый день на свои поля. Фермеры живут преимущественно в городе, не имея в деревне никакого жилья, кроме сараев для тракторов и оборудования. С появлением фургонов и трамваев на конной тяге в американских городах развернулось строительство жилья, которое уже не обязательно располагалось в таких местах, откуда были видны мастерская или фабрика. Дальнейший толчок развитию пригородов дала железная дорога. Сначала жилье строилось в пределах нескольких минут ходьбы от железнодорожной станции – точки сосредоточения селений. Автомобиль, а следом за ним самолет размыли это сосредоточение, положив конец пешеходному, или человеческому, масштабу пригорода. Каждая технология создает в сотворивших ее людях новые стрессы и потребности. Новая потребность и новая технологическая реакция рождаются из тех объятий, в которые заключает нас уже существующая технология; и этот процесс не прекращается [1].

Автомобиль стал частью одежды, без которой мы чувствуем себя неуверенными, неприкрытыми и незаконченными.

Маршал Маклюэн [1, с.110]

Некоторые наблюдатели настаивают, что в последнее время место автомобиля в качестве статусного символа занял дом. Если это так, то данный сдвиг от открытой мобильной дороги к корням предместий может означать реальное изменение в ориентациях людей. Все большее смущение вызывает превращение автомобилей в реальное население наших городов, в результате которого произошла утрата человеческого масштаба в энергиях и в расстояниях. Планировщики городов пребывают в раздумьях о том, какими способами и какими средствами выкупить наши города для пешеходов у крупных транспортных компаний [1, с. 110]. С одной стороны, автомобили предоставили свободу передвижения, но, с другой стороны, они же её и ограничили, а, точнее, их количество в сочетании с неприспособленностью городов к такому трафику, как следствие огромные пробки. Современные мегаполисы зажаты плотным кольцом автомобилей, стоящих «в плену» на дорогах, и если человек захочет уехать из города, он просто не сможет выбраться из заточения, и десять раз подумает: «а так ли необходимо выехать за город, потратив много часов в пробках, или все-таки не стоит».

Как вы думаете, кто более успешен у женщин: владелец дорогого Aston Martin или владелец ВАЗ 2107? Ответ очевиден. Здесь мы подходим к вопросу статуса человека и места автомобиля в этой системе. Кто бы что ни говорил, на данный момент мужчина без автомобиля – не мужчина, как солдат без ружья – не солдат. Автомобиль является отражением статуса и материального благосостояния своего владельца. Согласитесь, почти каждый человек хочет ездить на хорошем дорогом авто, желательно чтобы оно было лучше, чем у всех его друзей, чтобы возвысить себя в их глазах, вызывая зависть. В средневековье аристократы чтобы выделится и возвыситься приобретали большие замки и дорогих породистых жеребцов. Сейчас роль замков и жеребцов заняли апартаменты и статусные автомобили. Тем самым автомобили увеличивают и без того огромную пропасть между «современной аристократией» и «обычным людом».

– Как сделать нашу страну более верующей?

– Провести бесплатный Wi-Fi в каждую церковь [6].

XXI век – это время расцвета информационных технологий. Основной технологией является интернет, имеющий огромное значение в современном мире, меняющий его конфигурации и, безусловно, приносящий огромную пользу человечеству и в качестве неиссякаемого источника информации, и в качестве доступного способа приобретения знаний. Глобальная сеть «опутала» собой весь мир, каждого из нас. От нее не скрыться, не спрятаться. Мы все «запутались» в ней, и не можем вырваться, или не хотим.…Да, интернет связывает всех людей: Социальные Сети, Форумы, видео хостинги «поглотили» нас. Человек обрёл свободу, «смыл» грань расстояний. Теперь, чтобы увидеть, как выглядят Альпы, не обязательно бежать в аэропорт и лететь в Италию. Достаточно просто вбить в поисковик свой запрос, и ты получишь исчерпывающую информацию об интересующем тебя предмете. Но вся ли информация будет одинаково полезна? Если такая технология открывает всем доступ к порталу, то среди полезных статей «знающих людей» часто попадаются статьи дилетантов, лишь поверхностно знающих предмет обсуждений. А потому, следует очень осторожно относиться к информации из интернета.

«А не пойти ли мне спать», – подумала я.

«А не пойти», – ответил мне интернет [6].

Ещё одной проблемой Глобальной сети является интернет-зависимость. Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и, в общем, заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти[8]. Чаще всего ей подвержены подростки. Человек легко входит в интернет, но выйти порой бывает очень сложно. Согласитесь, все имеют аккаунты в социальных Сетях: VK, Twitter, Instagram, Facebook. В них происходит постоянное общение пользователей, и вроде бы всё хорошо, но человеку становится проще бить по клавишам, отсылая смайлики вместо того, чтобы встретиться и вживую поговорить с другом, которого давно не видел. Интернет зависимых людей невозможно вытащить погулять; как следствие, они теряют своих настоящих друзей, и стараются заменить их виртуальными, всё больше погружаясь в виртуальную реальность. Здесь возникает проблема коммуникации [9]. На работе, на уроках, на парах человек не расстаётся с телефоном. Он постоянно онлайн, и не дай бог, что-то пропустит сообщение или забавное видео. Интернет начинает мешать работать и учиться, отвлекая на себя всё внимание. Были случаи, когда интернет стал причиной смерти: Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания [8]. В XXI веке медиа-индустрия сделала огромный скачок вперёд: интернет, Компьютерные игры, кино, сериалы, ТВ Шоу и прочее. Развлечения помогают отвлечься от суеты и проблем, помогают побороть депрессию и создают хорошее настроение. Но человеку некогда работать, некогда учиться: развлечения забирают много времени и отбивают любое желание жить в широком смысле этого слова. Интернет не только благо, но и опасность, об этом всегда надо помнить.

«Хочу немного пожить один...»

– пояснял изобретатель водородной бомбы...[6].

Многие слышали выражение – «обезьяна с гранатой», но что это значит? Почему это кажется смешным? И правда, обезьяна не умеет обращаться с гранатой, она бегает, крутит ей перед незадачливыми солдатами, те смеются, снимают видео, но тут обезьянка случайно задела пальцем кольцо и выдернула чеку. Исход очевиден. К чему это всё? Поставьте на место обезьяны человека и вместо гранаты дайте ему ядерный чемоданчик.… Чтобы не получилось так же, как и с обезьяной, человек должен понимать, чем он владеет, осознавая, к каким последствиям приведет халатное обращение с ядерным арсеналом. Впервые ядерное оружие было применено американской армией в Японии: 6 августа 1945 г. была сброшена ядерная бомба на город Хиросима, а через три дня – на город Нагасаки. В результате взрывов эти города были почти полностью уничтожены. Было поражено 215000 человек (около 43% населения этих городов) и убито 110 000 (22%) [7]. В настоящее время запасы ядерного оружия в США, России, Англии, Франции и КНР чрезвычайно велики, и их достаточно, чтобы несколько раз уничтожить нашу планету. Например, в 1961 году американский бомбардировщик B-52 из-за поломки потерял две ядерные бомбы над Северной Каролиной. Упав на землю, они лишь чудом не взорвались, не уничтожив миллионы жителей. К сожалению, таких случаев халатного отношения, со столь опасным оружием очень велико. А что насчёт ядерных испытаний? В наше время почти все ядерные державы проводят испытания ядерного оружия. Конечно, в тротиловом эквиваленте, эти бомбы не такие уж и мощные, но всё равно, они серьёзно загрязняют окружающую природу [2]. Сейчас то и дело слышно, как Северная Корея испытывает новые образцы ядерного оружия, но самым безрассудным и страшным испытанием в истории было испытание Советской «Царь Бомбы» в 1961 году с мощностью в тротиловом эквиваленте 50 млн. тонн. Сейсмическая волна взрыва трижды обогнула планету и была засечена сейсмографами по всему миру. После этого испытания все ядерные державы подписали договор о прекращении данного вида операций в атмосфере, под водой и на земле. Дорос ли человек морально и этически до обладания оружием, способным за считанные часы превратить Землю в выжженную радиоактивную пустыню? Полагаем, определённо нет. Человек дорастёт до этого только тогда, когда оружие и вовсе не понадобится в этом мире. Это идеал, несбыточная мечта, безумная надежда, но когда-то и полёт в космос был несбыточным и невозможным…

Нужны ли все эти технологии? Чего больше: вреда или пользы? Человек всё еще ищет ответы на эти и многие другие вопросы, и это лишь вопрос времени, когда мы их все-таки найдём, а пока будем дальше развиваться, исследуя неизведанное, постигая мир вокруг нас, создавая новые технологии. Технологии, действительно, меняют человека [10; 11]. Они изменяют реалии, в которых мы существуем, меняют нас самих, не всегда в лучшую сторону, но всё же изменяют. Технологии бывают глобальными: интернет, колесо, проделавшее долгий путь от простых к сложным механизмам, ядерное оружие; но они бывают и малыми: ластик, ручка, факс и многое другое. Все они так или иначе влияют на наш быт и мировоззрение.

Список литературы

1. Маклюэн, Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека; пер с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц» 2003. – 464 с.

2.Царь-бомба [Электронный ресурс]: Википедия – Режим доступа: https // ru. wikipedia. org/

3. Технология[Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа: https:// ru. wikipedia. org/

4. Телескоп [Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

5. Автомобиль [Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа: https: // ru. wikipedia. org/

6. Цитаты о технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //citaty. su/ texnologiya-citaty-i-aforizmy-pro-texnologiyu

7. Мощнейшие ядерные испытания в истории[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://diletant.media/articles/30792837/

8. Интернет-зависимость[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// constructorus. ru / zdorovie/internet-zavisimost.html

9. Михайлова, Т.Л. Проблематизация теоретических основ коммуникативистики // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2008. № 1. – С. 26-38.

10. Голубкин, А.О. Современные технологии: путь расширения сознания человека или средство манипуляции им? / АО. Голубкин, Т.Л. Михайлова // Международный журнал экспериментального образования, 2014. № 6. Часть I. – С. 159-161.

11. Чернеев, Н.А. От кристадина О.В. Лосева – к «глобальной деревне» М. Маклюэна, или о контексте культурно-антропологических измерений цивилизации / Н.А. Чернеев, Т.Л. Михайлова // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 4. Часть 4. – С. 631-633.

Просмотров работы: 406