ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баянова Э.М. 1
1БГПУ им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире повышается интерес к религиозным конфессиям и религиозности в целом. Даже используя весь спектр современных СМК не возможно точно сказать о том, сколько формируется новых религиозных движений. Повышенный интерес к религиозной культуре, скорее всего, связан с проблемой самоидентификации. Некоторым людям важно отнести себя к той или иной религии, но этот не значит, что он будет следовать всем надлежащим ритуалам и практикам. Рассмотрим статистические данные о религиозности в нашей стране.

В работе Филатова С. [3] представлены общие показатели культурной религиозности (т. е. численность людей считающих себя представителями данного религиозного движения):

Православных – 75-85 млн.

Католиков – до 1 млн.

Протестантов – 1,5-1,8 млн.

Староверов – менее 1,5 млн.

Христиан всего: 85-95 млн.

Мусульман – 6-9 млн.

Иудаистов – до 50 тыс.

Буддистов – около. 550 тысяч.

Важность современной религиозности обусловлена государственным и политическим навязыванием посредством информационных каналов. Однако грамотность верующих, как и религиозная толерантность, не повышается вместе с повышением уровня религиозности. В связи с этим возникает важность изучения взаимоотношений школы и церкви, формах, методах и принципах организации процесса религиозного просвещения и духовного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время выделяются три пути взаимоотношений между образованием и религией. Первый заключается в том, что образовательная система становиться частью целостного религиозного воспитания. Второй предполагает исследование перспектив развития отечественного образования, возможностей его сближения с конфессиями, существующими в обществе, и поиск оптимального решения проблемы. Третий путь предполагает возвращение к прошлым традициям, являющимся решением данной проблемы.

В связи с этим большую ценность приобретает рассмотрение вопроса о видах религиозного образования с учетом особенностей сложившейся на сегодняшний день в стране системы учебно-воспитательных учреждений и структуры воспитания детей, характерной для современных конфессиональных организаций.

Приобщение к религии и знакомство детей с ее основами ведется в следующих учреждениях:

  1. воскресные школы, детские религиозные центры;

  2. конфессионально ориентированные лицеи и гимназии;

  3. государственные детские сады, общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.

Однако значительно больший интерес при рассмотрении типов работы по формированию религиозно-нравственных представлений у школьников для нас имеет деятельность, которая ведется в условиях государственных общеобразовательных учебных заведений, каковыми являются школы, гимназии и лицеи. Именно вопрос о построении отношений церкви и общеобразовательной государственной школы является наиболее острым.

Обобщая и систематизируя взгляды современных ученых на означенную проблему, Ибрагим А.И. Абед Халил [1], кандидат педагогических наук, в своей диссертации выделяет следующие линии - точки зрения на введение в школьную программу элементов обучения религии:

1. ортодоксальная (священнослужители) - введение обязательного предмета «Закон Божий» или «Ислам».

2. плюралистическая (представители научной педагогики) - преподавание истории, культуры, философии религии для улучшения гуманитарной культуры школьников;

3. традиционная - отрицание религии как воспитательного средства.

Анализ выделенных направлений показывает, что первая из означенных точек зрения предполагает введение в общеобразовательных государственных учебных заведениях религиозного воспитания или религиозного обучения; второе направление, названное автором плюралистическим, исходит из необходимости привлечь внимание к проблеме освоения гуманитарной культуры, посредством углубления знаний о религиях, их влиянии на историю страны, на различные виды искусства; третья точка зрения призывает к введению атеистического воспитания, которое также характеризуется резким ограничением свободы выбора школьника.

Первый из предложенных подходов нарушает Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 16 сентября 1997 года [2], в котором юридически закреплено положение о том, что государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.

На наш взгляд, понимание необходимости актуализации механизмов, которые не столько содействуют повышению информированности школьников в области религиозной культуры, сколько способствуют духовному воспитанию личности является позицией, которая по отношению к проблеме построения системы взаимодействия школы и конфессиональных структур, позволяет сориентировать школьников на ценности личностного самосовершенствования средствами религиозной культуры.

Для реализации выше изложенных целей и идей рассматриваемого направления не может быть применен ни один из ранее описанных подходов к формированию религиозно-нравственных представлений (ни религиозное воспитание, ни религиозное обучение), для этого необходима иная форма работы с детьми, именуемая религиозным просвещением.

Религиозное просвещение, на наш взгляд, предполагает ознакомление детей с религией на уровне сознательных представлений и понятий, усвоение морального опыта, религиозно-нравственных ценностей общества на уровне рационального обобщенного познания. В этом случае, основным компонентом процесса религиозно-нравственного просвещения становится формирование религиозно-нравственных представлений, которые приобретают роль базового элемента нравственной регуляции. Следует отметить, что просвещение реализует воспитательную функцию. Однако, при правильной организации данного процесса его результатом становится не религиозное воспитание, предполагающее обязательное приобщение к определенной религии, а воспитание духовное.

Выход из сложившегося положения нам видится в объединении усилий представителей различных религиозных конфессий и педагогов в деле подготовки необходимого воспитательного материала, разработки методики организации занятий по религиозному просвещению при строгом соблюдении прав и свобод каждого учащегося.

Говоря о таком подходе к работе с детьми, Ибрагим А.И. Абед Халил выделяет следующие существенные направления использования воспитательного потенциала религиозной культуры:

  1. «акцентирование внимания на выраженности в религии общечеловеческих ценностей;

  2. стимулирование национального сознания учащихся на основе показа достоинств религиозно-нравственных идеалов, которыми руководствовался народ в прошлом;

  3. показ связи религиозных традиций с живыми обычаями, обрядами и праздниками, народной педагогикой, как духовной основой жизни любого народа;

  4. использование религиозно-культурологических традиций в сохранении и укреплении семьи, как первичной среды духовного развития детей» [1].

На наш взгляд, данный перечень следует дополнить, наметив следующие пути религиозного просвещения:

  • приобщение детей к идее экуменизма (сближения конфессий) через ознакомление с гуманистическими традициями различных религий;

  • использование образов героев религий для воспитания в детях духовной свободы;

  • ознакомление с многообразием современных форм существования религии с целью обеспечения полной и осознанной свободы выбора и для формирования навыков религиозной безопасности;

  • рассмотрение вопроса о юридических правах каждого человека в сфере исповедания определенной религии и распространения религиозных воззрений для подготовки детей к жизни в правовом пространстве.

Организованный процесс формирования религиозно-нравственных представлений на современном этапе развития отечественной системы образования может быть реализован через различные формы деятельности, наиболее приемлемой из которых, для общеобразовательных учреждений, является религиозное просвещение, которое в современной школе принимает на себя задачу формирования у детей религиозного иммунитета и возведения школьников на более высокий уровень духовного развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ибрагим А. И. Абед Халил, Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста [Электронный ресурс] / Ибрагим А. И. Абед Халил // диссертация … канд. пед. наук, Казань, 1996. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-nravstvennogo-potentsiala-islama-v-vospitanii-uchashchikhsya-podrostkovogo-vozr. (Дата обращения: 6. 02. 2017).

  2. "О свободе совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (Дата обращения: 5.02.2017).

  3. Филатов, С. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность [Электронный ресурс] // Социологические исследования. – 2005. – №6. – Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=115464. (Дата обращения: 5.02.2017).

Просмотров работы: 371