ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Геворкян Д.К. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе большое значение имеет конкурентоспособность. Текущее состояние экономики, политики, экологии, периодические военные действия оказывают негативное влияние на состояние психического и физического здоровья человека. Возникает необходимость сформировать устойчивость к неблагоприятным, стрессогенным факторам, сохраняя при этом внутренний баланс и высокую работоспособность. Данный феномен в психологии получил название «жизнестойкости» [1].

Так как жизнестойкость формируется в экстремальных ситуациях, то возникает интерес в ее повышении, а именно за счет занятий спортом. Спортивная деятельность является той самой средой, находясь в которой у человека вырабатывается способность эффективно преодолевать трудности и решать неординарные задачи.

Согласно С. Мадди личностная переменная hardiness (на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Она включает в себя три автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска [2].

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». В противоположность этому - чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного[1].

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Так посещая тренировочные занятия и соревнования у спортсмена формируется психологическая устойчивость к сложным ситуациям и необходимость быстро и эффективно действовать.

В связи с этим интересным является вопрос: влияют ли занятия спортом на формирование жизнестойкости у детей старшего школьного возраста?

Цель исследования – изучить влияние занятий спортом на формирование жизнестойкости у подростков 16-17 лет.

Гипотеза исследования: занятия спортом оказывают прямое воздействие на формирование жизнестойкости у детей 16-17 лет. Спортсмены более устойчивы к стрессовым ситуациям, чем обычные школьники.

Исследование проводилось на базе бассейна олимпийского резерва «Юность», в спортивном клубе «СК-Тайпинг» и в МАОУ СОШ №32 г. Екатеринбурга. В исследовании участвовали 20 человек 16-17 лет: 7 пловцов, 6 юношей и 1 девушек; 3 юношей, занимающихся тайским боксом, и 10 учащихся 10 класса: 2 юноша и 8 девушек, не занимающиеся спортом.

Спортсмены, принимающие участие в исследовании имеют спортивные разряды 1 взрослый, кандидат в мастера спорта, и звание мастера спорта России.

Исследование проводилось в 3 этапа.

1 Этап. Разработка теста жизнестойкости спортсменов. Использовался опросник, созданный на основе англоязычного опросника жизнестойкости (Hardiness Survey), разработанный американским психологом Сальваторе Мадди, и адаптированный Д.А. Леонтевым [1].

2 Этап. Проведение констатирующего эксперимента. Диагностика спортсменов и учащихся проводилась в декабре 2016 года. Им был предложен опросник, включающий в себя 45 вопросов и 4 варианта ответов и 3 шкалы: Вовлеченность, контроль и принятие риска.

Результаты исследования отражены в табл. 1.

Таблица 1

Средние показатели «жизнестойкости» в выборках

 

Школьники

Спортсмены

Вовлеченность

34,1

36,8

Контроль

24,6

37

Принятие риска

16,6

18,2

Жизнестойкость

72,4

98,1

По результатам можно сделать вывод: средние показатели по группам различны. Наибольшие расхождения по двум выборкам получены по показателю контроля, он значительно выше у подростков спортсменов. Это говорит о более высоком уровне уверенности спортсменов в собственных действиях и оправданность своих поступков. Они способны контролировать происходящие с ними события. Незначительные различия по показателю вовлеченности в экспериментальной и контрольной группе связаны с достаточно активной и насыщенной интересами жизнью не только спортсменов, но учащихся, не вовлеченных в спортивную деятельность. В то же время показатели по шкале принятия риска у спортсменов значительно выше, чем у школьников. Это свидетельствует о том, что занятия спортом вырабатывают у спортсменов готовность принимать успех или неуспех как новый опыт, они готовы к преодолению трудностей и неудач.

Таким образом, наше исследование доказывает, что под влиянием занятий спорта у подростков повышается уровень жизнестойкости, прежде всего за счет развития контроля и принятия риска.

Список литературы

  1. Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости [Текст]/метод. руководство. – М. : Смысл, 2006. – 63 с.

2. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. - 1994. - Oct. - Vol. 63. - N 2. - Р. 265 - 274.

Просмотров работы: 431