ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА: СМЫСЛ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА: СМЫСЛ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трансгуманизм – направление человеческой мысли, направленное на улучшение и совершенствование природы человека. Трансгуманизм – изменение природы человека, противодействие естественным процессам, происходящим внутри человеческого организма.

Развитие био-, инфо-, нано- и когнитивных технологий, а также подключение к этому процессу социально-гуманитарных технологий (БИНКС) становится основой для появления такого направления, как трансгуманизм. Однако, несомненно, возникает вопрос: зачем? В чем смысл этой преобразовательной деятельности? Зачем необходимы кардинальные изменения человека?

Движение трансгуманизма разделяет тот взгляд, что все эти изменения необходимы для безграничного расширения возможностей, избавление от физических страданий, продление жизни и бессмертие [1].

Изобретая всё новые технологии по продлению жизни человека, касаясь вопросов бессмертия, человек продолжает искать истину, смысл своего существования. Но никто не задумывается, что самое ценное, имеющееся у человека, – это осознание того, что жизнь конечна. Именно осознание срока позволяет нам ценить жизнь. «Смысл связан с концом. И если бы не было конца, то есть, если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла жизни не было бы» [2]. Действительно, жизнь тем и интересна, что мы не можем ею наслаждаться вечно. Само понятие «жизнь» неразделимо со своей естественной парой – смерть. Значит, может быть, все происки бессмертия, неземных технологий, замена отживших своё органов искусственными – это бессмыслица, которая, в конечном итоге, не приведет ни к чему.

С другой стороны, разочарование в физических и духовных способностях человека, вызванное экологическим кризисом, грядущим информационным кризисом, усилением геополитических конфликтов в условиях массового потребления общества порождает отрицание ценностей, свойственных современному обществу, и рождение новой веры в человека. Трансгуманисты своими ценностями ставят мечты человечества под угрозу. Несомненно, трансгуманисты формируют «новую систему смыслов и ценностей» и «новый тип осмысления и осуществления человеческого бытия в мире» [3]. Так, стремления к усилению физических, интеллектуальных способностей человека определяют основную ценность, как не просто жизнь человека, а разумная жизнь, которая выходит за пределы человеческой формы.

Но нельзя забывать, что приход к новому неочеловеку может породить ещё более глубокие проблемы и необратимые процессы. Например, трансгуманизм, уничтожая неравенство между одаренными физическими способностями людьми и лишёнными этих способностей, – рождает неравенство между теми, кто это может позволить и теми, кто так и останется лишённым вдвойне. С развитием физических способностей человека, интеллектуальных машин, это становится очень важным поставить вопрос о способности управлять ими, управлять теми изменениями, которые произойдут в обществе, в природе. Разработка интеллектуальных машин и роботов может привести к неуправляемости, а как следствие, к концу света, в котором будут виноваты не сами роботы, а люди – их создатели [4]. Проблема внешних побочных эффектов обязательны для контроля и анализа.

Ещё одна сторона, которая, несомненно, отразит все трансформации человека – это искусство и культура. Произведения искусства, будь то музыка, картины или различные инсталляции всегда отражают настоящий талант художника. В век высоких технологий становится возможным создание мелодий, изображений, фильмов практически для любого человека. Это означает, что, несомненно, с появлением постчеловека культура изменит свой облик. На первый план выходит не мастерство человека и его умение, а более высокотехнологичные машины. И тогда уже ставится под сомнение воспеваемая трансгуманистами ценность личности: «приоритетная ценность человека, его духа и деятельности» [5]. Творения искусства сверхлюдей, подвергшиеся генетическим изменениям, технологическим внедрениям – это результаты не вдохновения, таланта, мастерства – не самого «человека», а технологий. Признание ценности человека трансгуманистами выражается не в восхищении самой природы человека, а, например, в стремлении к переносу личности на электронные носители, что, по-видимому, демонстрирует «заботу» о конкретном индивиде.

Аналогичная ситуация возникает и в спорте. Спорт возник на самых ранних этапах развития человечества и по сей день люди соревнуются в ловкости и физической силе. Однако и в нём проявляется трансгуманистическое движение. Допинг, всевозможные препараты поднимают способности человека на высочайший уровень. Но тогда теряется смысл соревнования, спорта, т.к. соперником выступает наука, а не мастерство человека. Куда приведёт спорт при распространении трансгуманизма? В современном мире спорт ассоциируется со здоровьем человека, с мотивацией, силой воли и другими качествами человека, он необходим как для отдельного человека, так и для общества в целом. Техническое развитие уничтожает спорт для человека, на первый план выдвигает соревнование машин и научных достижений.

Трансгуманистический взгляд на человека нашел как сторонников, распространителей данного движения, так и ярких критиков. Так, В. А. Лекторский полагает что «БНИК-технологии по распространённому мнению – это не просто новый этап технологического развития, но и разрушение жизненного мира человека, а точнее тех инвариантов этого мира, которые делают человека человеком» [6]. В любом случае, изменения, происходящие в обществе необходимо принимать, они неизбежны, также как и развитие технологий, соединение человека с ними.

Список литературы

  1. Байдачная Е.В. Экзистенциальный поворот в культуре и трансгуманизм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики , 2014, №12. Ч.2. – С. 24-27.

  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – Париж: Изд. «Современные записки», 1931.

  3. Дубровский Д.И. Природа человека, массового сознания и глобальное будущее // Философские науки, 2003. № 9. – С. 7-13.

  4. Захаров А.С., Михайлова Т.Л. Естественное и искусственное: противостояние продолжается…// Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева, Международный студенческий научный вестник, №3-4, 2016. С.577-581.

  5. Степин В.С. Перелом в цивилизационном развитии. Точки роста новых ценностей // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция; под ред. профессора Д. И. Дубровского.– М.: Изд-во МБА, 2013. – С. 21.

  6. Конвергенция биологических, информационных, нано-и когнитивных технологий: вызов философии (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 2012. № 12. – С. 3-23.

Просмотров работы: 448