Понятие «виртуальная реальность» появилось на страницах литературы еще во времена средневековья. В схоластике это понятие уже имеет категориальный статус: «было зафиксировано наличие определенной связи (посредством «virtus») между реальностями, принадлежащим к различным уровням в собственной иерархии» [1]. В современной культуре понятие «virtus» включает в себя несколько значений, которые совсем не относятся к компьютерной сфере, например: в переводе с английского «virtus» – добродетель [2].
Термин «реальность» достаточно популярен в употреблении, но он неоднозначен. В широком смысле – это вся существующая действительность. В общем философском смысле «реальность» означает в познании единство объективной и субъективной реальностей» [7]. Стоит сказать, что в философии термин «реальность» связан с взглядами М.Бахтина [8], С.Л. Франка и другими [6]. Их мнения пересекаются в том, что реальность не есть независимое бытие само по себе. Она не возникает сама по себе, а появляется в результате активности субъекта, в то время, когда он мыслит и творит. Данное понятие находится на границе между областями познания и другими сферами человеческой деятельности. В современном научно-философском познании «реальностью» обозначается фрагмент универсариума, составляющего предметную область, соотносимую с понятиями – «социальная реальность», «физическая реальность», «виртуальная реальность» и другие виды реальностей.
Понятие «виртуальная реальность» основывается на концепциях информационного общества М. Кастельса [5], Д. Белла [3], Э. Тоффлера [4]. Новейшие интерактивные технологии образуют коммуникационную систему, в которой различные реальности образуют виртуальный мир, имманентно вмещающий только образы, как выдуманные человеком, так и подобные реальным объектам мира: интернет-кафе, интернет-магазины и так далее. Понятие «образ», в этом смысле (смысле, коррелирующем с виртуальной реальностью) введено М. Кастельсом. Семантическое его наполнение сводится к тому, что образ – это любое замещение реальности, т.е. симуляция.
Проблема распространения виртуальных технологий и осмысления бытия человека в мире, сконструированном посредством этих технологий, – выходит за рамки специальных наук, становясь проблемой философского обобщения. Применение философии как методологического инструмента анализа, позволяет более глубоко раскрыть смысл понятий. Понятие «виртуальность», как уже отмечалось выше, широко разрабатывалась в схоластике и использовалось для разрешения ключевых проблем схоластической философии, например: возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых. Ф. Аквинский с помощью понятия «виртуальности» решал проблемы средневековой философии, например: душа мыслящая, душа растительная, душа животная. Современный философ Н.А. Носов отмечает, что «виртуальная реальность» обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном, возможном состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии. Он выделил уникальные свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [1]. Последнее актуализирует методологические разработки относительно модальной онтологии[10], с помощью которых можно исследовать потенциальные конфигурации бытия, а нашем случае, виртуальной реальности.
Наш современник большую часть времени проводит наедине с гаджэтами, позволяющими пребывать в виртуальном мире, например, получать образование, общаться, играть. Люди, погружаясь в среду виртуальности, не замечают, что она воздействует на все органы чувств, интуицию, воображение и творческие способности. Данный факт позволяет говорить о «виртуализации» общества[9]. В современном мире некоторые элементы прекращают свое реальное существование, т.е. они виртуализируются, изменяя свой статус и соответствующую ему роль. Но считать виртуализацию общества новым явлением никак нельзя, ибо, согласно научным исследованиям ученых, занимающихся данным вопросом, можно утверждать, что этот феномен существовал и ранее, только в другом своем проявлении. С появлением культуры появляется новое пространство, отличное от природного; можно предположить, что мир культурных артефактов – это тоже некое виртуальное бытие. Рассматривая ту или иную область культуры, будь то музыкальные, литературные, кинематографические произведения – можно отметить, что во всех перечисленных формах наблюдается имитация, преследующая разные цели. Например, театральные постановки, в которых происходит имитация действий, эмоций, поведения, – погружают зрителя в некую виртуальную реальность. Спортивные игры, являющиеся имитацией целой войны, осуществляются в рамках определенных правил. Но практически никогда, ни исполнители, ни наблюдатели не задумываются и не берут во внимание, что все эти действия являются лишь набором имитаций, моделирующих реальность. Представляется, что к виртуальной реальности, можно отнести и эффекты в сознании, возникающие как следствие употребления наркотических средств человеком. Первым объяснением этого является то, что на уровне подсознания человека рождается новый мир, в котором пребывает только этот человек. К этому можно отнести все иллюзии, в лоне которых находится этот человек. Они в большинстве затрагивают чувства, воображение и вообще все мышление, ибо люди могут не только видеть мир природы, но этот эффект даже может проявляться вплоть до того, что люди попадают в абсолютно другие измерения.
Прорыв человека в мир виртуальной реальности можно интерпретировать как некий вызов существующей природной, социальной и технической реальности. Но за этим мятежом стоят как положительные, так и отрицательные последствия. Потому что мир устройств и различных способов, помогающих создать человеку мир виртуальной реальности, входят в каждый дом, порой независимо от желания человека, как, например, это случилось с появлением телевизора в прошлом столетии. Возможно, это будет деформировать духовный мир и культуру человека, его образ жизни, его мышление, как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, очки виртуальной реальности, сейчас продаваемые, как развлечение для подростков и даже взрослых. Но никто не думает, что может скрываться за обратной стороной этого явления. Возможно, что в конечном итоге, люди превратятся в легко манипулируемых роботов, без потребности в живых чувствах, общении – произойдет переоценка моральных и духовных ценностей. Потому что все больше и больше возрастает господство мира устройств над человеком, несмотря на то, в каких целях он их использует. Поэтому крайне важно на ранних стадиях развития техники виртуальной реальности поставить под контроль ее прогресс, осуществляя его диагностику, связанную с влиянием на нравственность. Нужно хорошо понимать, для каких целей она создается, тем самым хотя бы частично предотвратить ее негативные последствия.
В итоге сделаем вывод о том, что проблема виртуальной реальности очень важна для человечества, инициируя философский подход к ее интерпретации. Аргументацией этого является ее глубинная связь с истоками человеческого существования. Она фактически имманентно присутствует во всех сферах жизни, оставляя как негативный, так и позитивный след. Глубокое исследование и всестороннее изучение ее проявлений предоставит огромные возможности для применения в различных областях: одной из главных является – медицина. Технологии виртуальной реальности, созданные на ее основе, уже начинают приносить ощутимую пользу, качественно изменяя жизнь, в том числе, создавая новые конфигурации человеческого бытия.
Список литературы
Носов, Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности / А.Н.Носов // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. – М.: Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, 1997. – С. 81.
Фоменко, А.И. Философская проблема виртуальной реальности / А.И. Фоменко [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http: // masters. donntu. edu.ua /2010/ fkita / fomenko / library / article3.htm
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999. – 773 с.
Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М. : АСТ, 2002. – 776 с.
Кастельс, М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999. – 494 с.
Франк, С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997.
Абрамов, Ю.Ф. «Информационно-виртуальная реальность» как фактор развития научно-философского знания /Ю.Ф. Абрамов, В.И. Куйбарь. – Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 6.
Бахтин, М.М. Как философ; отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. – М.: Наука, 1992. – 256 с.
Иванов, Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д.В. Иванов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
Мёдова, А.А. Учение Соловьева как образец модальной онтологии /А.А. Медова // Соловьевские исследования. – Иваново: Изд-во ИГЭУ, 2011. Вып. 2 (30). – С. 86–96.