ИНДИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНДИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗОНЕ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Круть В.Г. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В конце мая 2014 г. Министерство иностранных дел Индии опубликовало документ, который стал известен как «6 высших приоритетов». Его актуальность заключается в том, что это своего рода «дорожная карта» внешнеполитического курса нынешнего кабинета министров Индии – правительства Нарендры Моди. И самый первый пункт в этом небольшом очерке уделен именно налаживанию взаимоотношений с одним из традиционных партнеров Республики Индия на международной арене – с Соединенными Штатами [1]. Речь в данной статье как раз и пойдет об истории этих взаимоотношений, их нынешнем состоянии, о плюсах и минусах этого взаимодействия и перспективах сотрудничества.

Соединенные Штаты и Индия являются друг для друга относительно новыми партнерами на международной арене, но при этом существует ряд факторов, которые могут только ускорить процесс сближения двух стран [2]:

1) общность мировоззренческих ценностей;

2) наличие внушительной индийской диаспоры в США. Индийский средний класс и элиты вкладываются в налаживание отношений между двумя странами именно через индийскую диаспору. Примечательным на этом фоне выглядит назначение президентом США Дональдом Трампом официальным представителем Соединенных Штатов в ООН Никки Хейли, которая родилась в США в семье выходцев из Индии;

3) возрастающее экономическое взаимодействие между двумя странами. США – второй крупнейший торговый партнер Индии в мире после КНР, а передача американских производственных линий и технологий только поспособствует становлению Индии как экономики XXI века;

4) в ближайшем будущем США сохранят за собой влияние как одного из полюсов в многоцентричном мире, поэтому прочные отношения с этой страной позволят Индии также выйти в разряд мировых держав.

Индия и США заключили дипломатические отношения еще до объявления Индией независимости – 1 ноября 1946 г. США признали независимость Индии от Великобритании сразу же, т.е. 15 августа 1947 г. Первым американским президентом, который посетил Индию в 1951 г., стал Дуайт Эйзенхауэр.

В течение «холодной войны» США не воспринимали всерьез отношения с Республикой, т.к. Индия являлась лидером Движения неприсоединения и не собиралась выступать против СССР и социалистического блока, но при этом не собиралась и вступать в него. После распада соцлагеря США стали пересматривать свое взаимодействие с Индией: этот процесс затянулся.

В 2000 г. Билл Клинтон посетил Нью-Дели, после чего начинаются заметные подвижки в индийско-американских отношениях. Крупным шагом в двусторонних взаимоотношениях стало признание Соединенными Штатами за Индией возможности наличия у нее ядерного оружия, что фактически означало готовность США признать Индию ядерной державой. На этот шаг осмелился Джордж Буш-младший в 2001 г., после чего сам посетил страну в 2002 г. В период его президентства и премьерства Манмохана Сингха двусторонние контакты получили новые контуры: страны заключили между собой соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике (июль 2005 г.), подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования космического пространства (март 2006 г.). В июне 2010 г. Хиллари Клинтон и министр иностранных дел Индии Соманахалли Маллайя Кришна в Вашингтоне провели первый американо-индийский стратегический диалог на уровне глав МИД.

В ноябре 2010 г. состоялся первый визит Б. Обамы в Индию, в ходе которого двумя сторонами были подписаны торговые соглашения на общую сумму 14,9 млрд долл. В их число вошли: поставка компанией «Боинг» 30 гражданских самолетов B737-800 и 10 военно-транспортных самолетов C-17 Globemaster III, реактивных двигателей, дизельных локомотивов и т.п. А уже в 2011 г., по официальным данным, США стали главным поставщиком вооружения и военной техники в Индию. Вашингтон и Нью-Дели намерены и дальше увеличивать объемы военно-технического сотрудничества.

Приход к власти Н. Моди в 2014 г. вдохнул новую жизнь в развитие двусторонних контактов. При этом стоит отметить, что ему с 2005 г. был запрещен въезд в США в связи с гуджаратскими событиями 2002 г., когда в ходе столкновений между индусами и мусульманами в индийском штате Гуджарат (где губернатором на тот момент был именно Моди) погибли более тысячи человек [4]. Естественно, запрет был снят после избрания Моди на пост премьер-министра. И на данный момент он уже дважды побывал в Соединенных Штатах. Оба этих визита, во-первых, привлекли внимание общественности и СМИ обеих стран, во-вторых, не только сделали еще шире поле для взаимодействия между странами, но и обозначили позицию Индии по многим вопросам международной тематики.

Дело в том, что еще в начале 2012 г. коллектив индийских специалистов во главе с действующим на то время советником по национальной безопасности Шившанкором Меноном опубликовал доклад «Неприсоединение 2.0: внешнеполитическая стратегия Индии в 21 веке» [3]. Первым пунктом в нем прописывается, что «мир стоит на грани нового биполярного противостояния между двумя сверхдержавами – США и КНР» [5]. При этом политика индийского руководства остается прежней, а именно политика «стратегической автономности»: Индия может подыгрывать разным центрам силы, в том числе Вашингтону, но все равно преследует собственные цели.

Во время первого визита Нарендры Моди в США в 2014 г. был сделан акцент на многовекторность политики нового кабинета министров. В США и Канаде проживает 3,5 млн индийцев – одна из самых успешных с экономической точки зрения диаспор, и Моди в ходе своего визита имел возможность выступать перед ней в «Мэдисон-сквер-гарден». Во время выступления перед представителями индийской общины в Нью-Йорке, Н. Моди подчеркнул, что индийско-американские отношения – это отношения между старейшей демократией и крупнейшей демократий в мире. Таким образом, обозначено «равенство» партнеров и абсолютное неприятие Индией роли «ведомого» в этой связке [6]. Также премьер-министр пообещал стимулировать экономическое развитие Индии, очистить главную реку страны Ганг, улучшить положение индийских бедняков [7].

Этот визит прошел за закрытыми дверями. Но по его итогам многие вопросы стали достоянием для обсуждения их аналитиками. Например, был затронут вопрос о сотрудничестве с Индией в сфере развития гражданской атомной энергетики. Джордж Буш-младший в свое время уделил немало времени для убеждения членов Группы ядерных поставщиков (ГЯП) разрешить США гражданскую торговлю ядерными материалами с Индией (2008 г.) [8]. Также было заключено рамочное соглашение по сотрудничеству в военной сфере: Индия настаивает на организации совместных предприятий в сфере передовых военных разработок, подобных российско-индийскому проекту «БраМос», направленному на создание мощнейшей крылатой ракеты в своем классе [9]. При этом, несмотря на теплый прием Моди, между США и Индией существует ряд противоречий, которые так и не были решены в ходе этого визита: разногласия по поводу налоговой политики США, проблемы изменения климата, права на интеллектуальную собственность и некоторые другие вопросы.

Своеобразное послевкусие осталось после данного визита и по поводу внешнеполитической позиции Индии:

- Моди занял нейтральную позицию по вопросу борьбы США и ИГИЛ (при этом посетив мемориал памяти жертв 11 сентября). При этом Моди заявляет, что Индия – надежный партнер США в борьбе против мирового терроризма;

- в совместном заявлении также абсолютно не была затронута проблема Украины (индийская сторона признает наличие у России законных интересов) [10];

- Нарендра Моди успел встретиться на полях ГА ООН с премьером Израиля Беньямином Нетаньяху;

- и последнее, самое главное, Индия не поддерживает планы Соединенных Штатов по использованию своего нынешнего внешнеполитического курса по сдерживанию КНР в Азии.

Следующим шагом на пути к более тесному двустороннему общению стал визит Б. Обамы в Индию в январе 2015 г. На первый взгляд может показаться, что это своеобразный ответ на приезд Моди в Вашингтон в 2014 г.: даже на сайте «Голоса Америки» было указано о совершении президентом США «исторического визита» и об особых «нарушениях протокола» со стороны Моди, которые только подхлестнули разговоры о более тесном контакте между Индией и США [11]. Единственное достижение тех переговоров – Моди добился от США снятия требования о тотальном контроле поставляемого в Индию ядерного топлива. Соглашения о продолжении военно-технического сотрудничества и возобновлении взаимодействия в атомной сфере, прерванного после официального испытания Индией ядерного оружия в 1998 г., в основном носят декларативный характер. Самым громким заявлением, сделанным во время поездки Обамы, стала фраза о том, что «Америка могла бы стать лучшим партнером Индии» [12].

Ярким штрихом в этой картине стал последний на данный момент визит Н. Моди в США в июне 2016 г. Он разительно отличался от визита 2014 г: больше конструктива и меньше декораций, больше политики.

Моди была оказана честь выступить перед обеими палатами Конгресса. Своеобразную прелюдию к этому разыграли два представителя противоборствующих партий, республиканцев и демократов, внеся законопроект о предоставлении Индии статуса «особого глобального партнера Америки». Это притом, что в мае 2016 г. США уже присвоили Индии статус «ключевого партнера в оборонной сфере» (Major Defense Partner), а Барак Обама в ходе переговоров только подтвердил это решение [13]. При этом на деле несколько по существу ключевых вопросов не были урегулированы:

- неясно, готовы ли США делиться с Индией передовыми разработками;

- в свете принятого Моди и Обамой в январе 2015 г. Совместного заявления о стратегическом видении Азиатско-Тихоокеанского региона и Индийского океана, у Индии все же имеется собственная позиция по многим спорным вопросам, в частности по поводу американо-китайского противостояния в Южно-Китайском море;

- неизвестна судьба соглашения LEMOA, по которому американцы и индийцы предоставляют друг другу базы для военного использования (переговоры по нему идут уже 10 лет, подписание отложено, хотя текст уже согласован).

Пожалуй, самым знаковым событием этого визита стало заключение договора с компанией Westinghouse на строительстве шести реакторов новой АЭС в индийском штате Андхра-Прадеш. И здесь есть множество камней преткновения, в основном с индийской стороны (инфраструктурный и экономический вопрос), но очевидно, что данная инициатива ближе всех готова к воплощению.

Итак, обобщая вышесказанное, можно заключить, что индийско-американское сотрудничество только на первый взгляд является таким уж безоблачным. Обе страны находятся на перепутье, в своеобразной зоне турбулентности, причем как во внешнеполитическом, так и во внутриполитическом плане. В США после прихода к власти республиканцев во главе с Дональдом Трампом поменялась общая тональность, а те политики, которые работали на сближение с Индией, покинули свои посты (например, демократ Эштон Картер в должности министра обороны способствовал такому сближению). Достаточно проблематичной выглядит ситуация и для Нарендры Моди: соглашений по прекращению американской военной помощи Пакистану не достигнуто, оппозиция Моди упрекает его за нарушение основного принципа индийской внешней политики о невмешательстве и неучастии в военных блоках, и даже чисто внешне видно, что достигнутые договоренности выгодны скорее Соединенным Штатам, нежели Индии [14].

Индия в официальных документах не называет США «союзником»: во всех источниках фигурирует формулировка «партнер». Но подобная «стратегическая автономность» на руку обоим партнерам. Ведь во многополярном мире каждое действие может стать поворотным. Кому, как ни «старейшей демократии в мире», как называет Моди США и «самой большой демократии в мире», как называл Джордж Буш-младший Индию, этого не осознавать.

Список использованных источников и литературы

1. 6 top priorities for the ministry of external affairs // The Times of India. – 26.05.2014. – URL: http://timesofindia.indiatimes.com/news/6-top-priorities-for-the-ministry-of-external-affairs/articleshow/35615678.cms

2. Униикришнан Нандан, Пурушотхаман Ума. И все же по заветам Неру // Россия в глобальной политике. – 26.11.2015. – URL: http://www.globalaffairs.ru/number/I-vse-zhe-po-zavetam-Neru-17845

3. Ленчук Р. Внешнеполитическая стратегия Индии в период правления Нарендры Моди // Аналитическое агентство «Внешняя политика». – 07.07.2015. – URL: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/vneshnepoliticheskaya-strategiya-indii-v-pravlenie-narendry-modi/

4. Денисов И. Индия хочет видеть в США партнера, а не арбитра и наставника // Российский совет по международным делам. – 10.10.2014. – URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4550#top-content

5. Khilami Sunil, Rajiv Kumar, Menta Pratap Bhanu, Menon Prakash, Nilekani Nandan, Radhavan Srinath, Saran Shyam, Varadarajan Siddharth. Non-Alignment 2.0: A Foreign and Strategic Policy for India in the Twenty First Century. – New Delhi, 2012. – P. 47.

6. Денисов И. Индия хочет видеть в США партнера, а не арбитра и наставника // Российский совет по международным делам. – 10.10.2014. – URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4550#top-content

7. Стуруа М. Моди в моде: индийский премьер завоевывает Америку // Московский комсомолец. – 29.09.2014. – URL: http://www.mk.ru/politics/2014/09/29/modi-v-mode-indiyskiy-premer-zavoevyvaet-ameriku.html

8. Шукла В. Нарендра Моди и США // Российский совет по международным делам. – 10.10.2014. – URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4552#top-content

9. Там же.

10. Там же.

11. Барак Обама в Индии // Голос Америки. – 25.01.2015. – URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/obama-india/2611962.html

12. Limaye Y., Biswas S. US and India can be ‘best partners’ // BBC. – 27.01.2015. – URL: http://www.bbc.com/news/world-asia-india-30995988

13. Куприянов А. Последний визит к Обаме // Lenta.ru. – 16.06.2016. – URL: https://lenta.ru/articles/2016/06/16/india_us/

14. Там же.

Просмотров работы: 707