Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. «Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения, которые регулируют взаимодействие учащихся и учителя как равноправных субъектов образовательного процесса»[1,с.128].
Иногда активные и интерактивные методы отождествляют, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других) [2,с.325]. Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.
К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Деятельность обучаемого приобретает продуктивный, творческий и поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических ,так и организационно-управленческих средств.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом. На уроках МХК, особенно, при объяснении темы о концепциях западников и славянофилов уместно применять следующие технологии.
Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Цель метода состоит во ведении группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше. Метод подходит к решению проблемы с разных сторон. Аналитики второй группы получают от первой списки вариантов. Цель – выбрать наиболее разумное и подходящее, рассматривают каждое предложение и не добавляя ничего нового. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за те идеи, которые считает наилучшими (напр., первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один). Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть – решение.
При изучении темы «Спор западников и славянофилов о судьбе России» учитель предлагает ученикам дать краткую характеристику николаевской эпохи, психологии мыслящего общества. Поскольку задачами мозгового штурма выступают включение в работу всех членов группы и активизация творческого потенциала участников, то учитель просит учащихся определить проблемы, которые волновали образованную молодежь николаевской эпохи. Лейтмотивом беседы должен быть вывод, что значимыми были проблемы понимания настоящего и будущего России.
Для организации беседы можно ориентироваться на следующие вопросы:
- как западники и славянофилы оценивали прошлое России?
- какими им виделись результаты петровских преобразований?
- как они воспринимали современную им деятельность?
- какие мнения о будущем России они высказывали?
Обобщая ответы учеников, учитель записывает два тезиса, которые высказывают западники и славянофилы: «Россия не Европа, но должна стремиться ею стать» и «Россия не Европа, следовательно, она должна идти своим путем».
Далее идет работа с понятиями. Ученики предлагают свои варианты определения терминов славянофильство и западничество. Все версии обсуждаются, наиболее удачные определения записываются в тетрадях. Формулировки могут быть, например, такими: «Славянофильство – идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России»; «Западничество – идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту».
Можно предложить ребятам задание тестового типа – определить, какие из высказываний могли удовлетворить западников, а какие – славянофилов:
- коллективные, общественные интересы важнее интересов личности;
- свобода – это прежде всего свобода выбора;
- государство должно обеспечить людям благополучие;
- образованная публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника;
- уважение к личности – один из великих принципов европейской жизни;
- англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собой. Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго.
Активным методом обучения является дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по конкретной проблеме. Дискуссия нацелена на решение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения.
Среди задач дискуссии отметим: обучение участников анализу реальных ситуаций; формирование навыков создания проблемы; развитие умения воздействовать с другими участниками; демонстрация многозначности решения различных проблем.
Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении некоторых тем по МХК: круглый стол (разные позиции – свободное выражение мнений); экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы); форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией); симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме); дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение); “аквариум” (учитель делит класс на три группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют).
В преподавании МХК можно использовать ролевую игру, т.е. ситуацию, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.
Компонентами ролевой игры выступает формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации; вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации; поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.
В нашей практике мы использовали метод инсценировки – заранее подготовленный учениками диалог западника и славянофила:
«Первый молодой человек: А, это Вы, сударь…
Второй молодой человек: Приветствую вас. Знаете ли, погода сегодня… Нет, вы только послушаете, что он пишет: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. Что вы на это скажете?
Первый молодой человек: Что же вас здесь удивляет? Я вполне согласен с этим утверждением; у России своя дорога, по которой она движется, то убыстряя, то замедляя ход»[3,с.59].
Применение активных методов на уроке МХК, способствуют актуализации знаний в аспекте темы западников и славянофилов. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в том, что он предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.
Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Список использованной литературы
1.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
3.Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.