ГОСУДАРСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ

Калмук А.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С появлением и широким распространением информационных и коммуникационных технологий возникли новые эффективные системы коммуникаций между государством и обществом. В настоящее время концепция «электронного правительства» реализуется в управление государством во всех развитых странах. В данной статье рассматривается современный механизм связи государства и общества в России, посредством инструментов «электронного правительства».

Первым шагом в реализации идеи электронного правительства в нашей стране стала разработка Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» на 2002-2010 г.г., целью которой являлось ускорение процесса информационного обмена между государством и гражданами. В первую очередь данная программа была направлена на предоставление государственных услуг в электронной форме и создание электронного документооборота.

Основные направления программы были направлены на формирование стандартов в сфере информационных технологий, модернизация системы государственного регулирования и законодательства в области информационно-коммуникационных технологий. Также была проведена большая работа в области информационной безопасности и противодействии терроризму. [1]

Однако результаты внедрения показали, что программа оказалась несовершенной. В 2010г. Правительство Российской Федерации одобрило новую государственную программу «Информационное общество» (2011-2020 г.г.), которая стала преемником программы «Электронная Россия».[2]

Целью программы является повышение прозрачности управления, реализация идеи электронного правительства, развитие новых технологий связи, в частности развитие таких сервисов, которые позволили бы записывать на прием к врачу через Интернет, оплачивать все платежи с мобильного телефона и тому подобное. [3]

Создание электронного правительства базируется на следующих принципах:

  • более широкое вовлечение граждан в дела правительства на всех уровнях управления;

  • общественный контроль власти и принятых ею решений;

  • доступность информации, то есть раскрытие правительственной информации гражданам и компаниям на равноправной основе;

  • ясность и прозрачности власти, то есть государственные решения и информация должны быть понятны и доступны всем гражданам, а не только специалистам в данной области.

В целом концепция электронного правительства является системой принципов, механизмов и инструментов управления, включающей в себя участие граждан в управлении государством, полной прозрачности и подотчетности правительства, а также широкое использование современных информационных технологий в осуществлении сотрудничества с гражданами.

На основании этих принципов были определены следующие задачи:

увеличение количества населения, участвующего в государственном управлении и повышение его доверия; обеспечения общественного контроля; повышение качества управления и государственных услуг; дебюрократизация исполнительной власти.

В таблице 1 приведены задачи, которые позволяет решать электронное правительство в России.

Таблица 1. Задачи электронного правительства

Для граждан:

Для бизнеса:

Для правительства:

Общественная самореализация граждан

Прозрачность и честность государственных ресурсов

Повышение качества принятия решений

Участие в управлении

Повышение качества госуслуг и надзорных функций

Общественная поддержка

Взаимодействие и обратная связь

Доступность и качество информации

Эффективное использование ресурсов;

Влияние на принятие решений

 

Улучшение качества государственных институтов.

Удобные и качественные услуги

   

Общественный контроль

   

Чтобы проанализировать качество электронного правительства в России, обратимся к ежегодному обзору E-Government Survey, опубликованному ООН.

В данное исследование включены 193 страны. В основе данного исследования лежит Индекс развития электронного правительства (E-Government Development Index), сформированный по трем показателям:

  • Индекс Онлайн-услуг (Online Service Index);

  • Индекс Телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index);

  • Индекс Человеческого капитала (Human CapitalIndex).

Россия занимает 35-ую строку в мировом рейтинге электронного правительства. Этот показатель хуже, чем в 2014 году, когда Россия была на 27-ой строчке. Среди стран СНГ Россия является единственной, ухудшившей свой показатель. Например, Беларусь увеличила свой показатель на 8 пунктов и занимает 49-ую строчку, а Украина увеличила свой показатель на 25пунктов и таким образом занимает 62-ую строчку. На рисунке 1 изображено наглядное сравнение индекса развития электронного правительства по всем трем показателям. Из диаграммы видно, что в 2016г. по сравнению с 2014г. показатели онлайн услуг и человеческого капитала снизились примерно на 3% в каждом случае, и только индекс телекоммуникационной инфраструктуры вырос на 1%, что в итоге привело к снижению рейтинга. [4]

Рисунок 1. Индекс развития электронного правительства России

Россия имеет лучший показатель онлайн услуг, но значительно отстает по показателям человеческого капитала и телекоммуникаций.

Эксперты ООН считают, что в России электронное правительство обеспечивает:

  • информацию о государственной политике и законах на 100%;

  • онлайн платежи и проведение транзакций на 66%;

  • электронные услуги на 62%;

  • обратную связь на 89%.

Из рисунка 2 видно, что телекоммуникационная инфраструктура в России находится на достаточно низком уровне, в частности доступ к широкополостному интернету имеют лишь 17,45% абонентов, а пользователями телефонных сетей — 27,67%.

В индексе электронного участия Россия занимает 32-ую строчку, что является хорошим результатом и говорит о наличии электронного правительства с интерактивными функциями и интернет услугами.

Рисунок 2. Индекс Телекоммуникационной инфраструктуры

Проведенный анализ позволяет выделить положительные моменты Государственных программ по информатизации общества. В целом, внедрение и развитие электронного правительства - это новый этап становления демократического государства и общества. В настоящее время современные информационные и коммуникационные технологии могут обеспечить участие в управлении государством всех граждан и тем самым стимулируют развитие гражданского общества.

Электронное правительство обеспечивает гражданам доступ к общественным услугам и упрощает ведение бизнеса, а электронный документооборот служит хорошим инструментом для уменьшения уровня бюррократии и позволяет ликвидировать дублирующиеся функции в правительственных учреждениях.

Успех «Электронного правительства» зависит от активной гражданской позиции населении, его компьютерной грамотностии, развития телекоммуникационных систем и технологий.Будущее электронное правительство должно оставаться открытой платформойи создавать диалог: власть—общество. Это обеспечит прямое участие граждан в процессе принятия государственых решений и контроля их исполнения.

Литература
  1. Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/

  2. Постановление Правительства РФ от 20 октября 2010 года «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" http://minsvyaz.ru/ru/documents/4137/

  3. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/

  4. The United Nations E-Government Development Database https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/About

  5. Портал государственных услуг Российской Федерации https://www.gosuslugi.ru/

  6. Государственные услуги в Санкт-Петербурге https://gu.spb.ru/

  7. Электронное правительство КонсультантПлюсhttps://www.consultant.ru/law/podborki/jelektronnoe_pravitelstvo

  8. Хасаншин, И. А. Системы поддержки принятия решений в управлении региональным электронным правительством / И.А. Хасаншин. - Москва: Высшая Школа, 2013. - 104 c.

Просмотров работы: 452