Методы исследования. В ходе объектно-ориентированного анализа необходимо идентифицировать основные понятия, атрибуты и ассоциации из предметной области, имеющие существенное значение для решения задачи. Идентификацию концептуальных классов удобно начинать с анализа текстового описания предметной области. Выделенные в тексте существительные рассматриваются в качестве кандидатов в концептуальные классы или атрибуты.
Рассмотрим пример обращения пациента в больницу с целью записи на прием:
Пациент обращается в стационар с целью прохождения лечения. Приемное отделение принимает пациента, проверяет наличие МК связываясь с системой управления базами данных (СУБД) и направляет к специалисту (врачу). Врач производит первичный осмотр. Если постановка диагноза возможна, врач назначает лечение сразу, в случае необходимости проведения функционально-лабораторного исследования, врач направляет пациента на обследование в ЛДЦ. С помощью устройств снятия данных формируются необходимые параметры, которые далее поступают на АРМ врача и анализируются. Врач ставит диагноз и по необходимости назначает лечение. Эти параметры заносятся в СУБД.
В этом текстовом описании можно выделить следующий список кандидатур на роль концептуальных классов:
-пациент;
-приемное отделение;
-врач;
-ЛДЦ.
Следующим шагом объектно - ориентированного анализа является определение ассоциаций между классами.
На примере вышеизложенного текстового описания можно выделить следующие ассоциации:
Пациент предоставляет личные данные;
Приемное отделение ведет регистрационный учет;
Регистрационный учет использует личные данные;
Регистрационный учет выдает МК;
Регистрационный учет оформляет МК;
Прием использует МК;
Врач выполняет прием;
Пациент проходит прием;
Прием направляет на проведение исследования;
ЛДЦ выполняет проведение исследования;
Проведение исследования выдает результаты исследования;
Результаты исследования осуществляют постановку диагноза;
Постановка диагноза формирует диагноз;
Диагноз обеспечивает лечение;
Диаграмма прецедентов языка UML отображает зависимости между прецедентами и исполнителями, является составной частьюмодели прецедентов, позволяющей описать систему на концептуальном уровне.
Пример диаграммы прецедента «обслуживание пациента» представлен на рисунке 1, пример диаграммы прецедента «Прием пациента» представлен на рисунке 2.
Рисунок 1 – Диаграмма прецедентов для процессов обслуживания пациентов
Рисунок 2 – Диаграмма прецедентов для процессов приема пациента
Сценарии реализации «Прием пациента»
1 Вариант использования «Просмотр записей из МК»
Действующие лица: сотрудник приемного отделения – лицо, ответственное за ведение системы организации медицинской помощи стационарного типа.
Цель: просмотр данных МК пациента.
Вызывающий сценарий: нет.
Предусловие: нет.
Основной поток:
Сотрудник приемного отделения инициирует вариант использования «Просмотр записей МК».
Сотрудник приемного отделения инициирует вариант использования реестра «Учет МК».
Если в медицинскую карту необходимо внести изменения, вызывается альтернативный поток А1.
Альтернативный поток А1: Сотрудник приемного отделения вносит изменения в МК пациента («Просмотр записей МК»).
Постусловия: данные сохранены в базе данных (БД).
2 Вариант использования «Запрос на личные данные»
Действующие лица: сотрудник приемного отделения – лицо, ответственное за ведение системы организации медицинской помощи стационарного типа.
Цель: внести личные данные пациента.
Вызывающий сценарий: нет.
Предусловие: нет.
Основной поток:
Сотрудник приемного отделения инициирует вариант использования «Запрос на личные данные».
Пользователь заполняет форму данными.
Пользователь вносит данные запроса в МК
Сотрудник приемного отделения заносит МК в реестр МК («Учет МК»).
Постусловия: данные сохранены в БД.
С использованием диаграмм деятельности можно представить визуализацию бизнес-процессов стационарного отделения больницы.
Диаграмма деятельности ‑ тип диаграммы UML, на которой показано разложение некоторой деятельности на её составные части. Под деятельностью (англ. «activity») понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов ‑ вложенных видов деятельности и отдельных действий (англ. «action»), соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла к входам другого.
Диаграмма деятельности, «Прием пациента» представлена на рисунке 3, «Проведение осмотра» – на рисунке 4.
Рисунок 3 – Диаграмма деятельности «приема пациента»
Рисунок 4 – Диаграмма деятельности «проведение осмотра»
Список литературы
1. Горюнова В.В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№11-9 – С. 67-73;
2. Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем. // Фундаментальные исследования.. – 2015, -№5, Т.1 – С.58-62;