ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Юмангулова Г.К. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность статьи обусловлена тем что, несмотря на рост культурно-досуговых возможностей отмечаются серьезные проблемы у детей из неполных семей в сфере досуга. В предоставленной статье рассмотрено выявление основных проблем детей из неполных семей, которые в последствие влияют на их социальную адаптацию в социуме. 

Число неполных семей в структуре общества неуклонно возрастает: сегодня даное число составляет около 30%. В стране 5,6 миллионов матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов-одиночек. В настоящее время в Ульяновском регионе проживает порядка 54 тысяч неполных семей, это почти 26% от общего количества семей с несовершеннолетними детьми [3]. По данным Министерства труда и социального развития за 2009 год, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье, в 2013 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 25%, в 2015 году она превысила 30%. Значит, ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям группы риска

Социальная адаптация – это приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности

Социальная адаптация личности ребенка в ситуации неполной семьи направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивном плане общения, поведения и деятельности.

В рамках исследования были рассмотрены следующие проблемы социальной адаптации детей, воспитывающихся в неполных семьях:

- низкий уровень социальной активности;

- низкая успеваемость детей;

- нарушение отношений с окружающими. У детей из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность;

- противоречивостью между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей [2, с. 150].

В рамках исследовательской работы были проведены диагностики в «Средней школы № 15 имени Героя Советского Союза Д.Я. Старостина» г. Ульяновске путем опросников, цели, которых – изучение уровня коммуникативно-организаторских склонностей, творческих способностей и познавательной активности детей.

В опросах принимали участие 13 человек, из них 6 юношей (46%) и 7 девушек (54%), в возрасте 14 лет. Опрос проводился в параллели восьмых классов. Опросные листы были выбраны по социальному паспорту класса, а именно детей из неполных семей.

Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей личности позволил выявить, что у большинства детей из неполных семей имеются проблемы в развитие коммуникативных и организаторских способностей (рис.1). Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Рис.1 Уровень коммуникативно-организаторских способностей

Анализ результатов методики определения познавательной активности личности позволил выявить, что у большинства детей из неполных семей умеренно выраженная познавательная активность (рис. 2). Это значит, что у них нет стремления в полной мере в познании нового, у них не ярко выраженный интерес в учебной, творческой деятельности, не сильно выраженное желание самообразования. Они не проявляют инициативы в общественной деятельности, во многих делах предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Рис.2 Уровень познавательной активности личности

Методика самооценки творческих характеристик личности позволил выявить, что у большинства детей из неполных семей низкий уровень творческих характеристик (рис. 3). Это значит, что у них низкий уровень любознательности, неразвитое воображение, неумение находить выход из сложных ситуаций, низкий уровень склонности к риску.

Рис.3 Уровень творческих характеристик личности

В ходе полученных результатов данные показали, что у детей из неполных семей имеются проблемы в развитие коммуникативных и организаторских склонностей, низкий уровень познавательной активности и творческих характеристик личности.

В рамках дальнейшего исследования будут проведены мероприятия по досуговой деятельности, направленные на:

  1. увеличение уровня развития коммуникативных и организаторских способностей у детей;

  2. увеличение уровня развития творческих способностей детей посредством приобщения их к творческо-прикладной деятельности;

  3. увеличение уровня познавательной активности у детей из неполных семей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что досуговая деятельность дает возможность широким массам детей развивать свои творческо-организаторские, коммуникативные, познавательные способности, и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социальной адаптации подрастающего поколения, что очень важно именно для детей из неполных семей.

О влиянии досуговой деятельности на социальную адаптацию детей из неполных семей будет рассмотрено в следующей статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 328 с.

  2. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей пособие / Л. И. Савинов, Е. В. Камышова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 260 с.

  3. РИАНОВОСТИ [Электронный ресурс] – Ресурс доступа: Проверено 21.12.2016http://ria.ru/society/20120426/635705515.htm

Просмотров работы: 293