ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Аркуша Д.З. 1
1ФГБОУ ВО "РГЭУ (РИНХ)"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственный финансовый контроль— система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.

К задачам ГФК относят:

  • проверка сохранности, эффективности и целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями;

  • экспертиза проектов государственных целевых программ и контроль за их исполнением;

  • предоставление органам государственной власти информации о результатах проведенного контроля;

  • обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и доходов от их использования;

  • проверка своевременности и полноты образования целевых фондов.

Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.

Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.

В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового регулирования.

Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана.

Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это – установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.

Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.

Если рассматривать банковскую сферу, то в настоящее время государственным финансовым контролем является финансовый мониторинг в банках.

Финансовый мониторинг - деятельность организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами и любой собственностью, по выявлению процессов, требующих обязательного контроля, и операций с доходами или имуществом, связанных с «отмыванием» денежных средств, добытых нелегальным методом, и финансированием терроризма.

Этот процесс, контролирует финансовую сторону каждой организации. Финансовый мониторинг включает внешние процессы, связанные с финансами, и внутренние процессы с денежными связями предприятий.

Финансовый мониторинг в банках подразумевает наблюдение за банковскими средствами в целях предотвращения денежных преступлений, а также с операциями, нацеленными на «отмывание» нелегальных доходов и финансирование терроризма.

В Российской Федерации финансовым мониторингом занимается Федеральная служба Росфинмониторинг.

Функции структуры финансового мониторинга.

Обычно, система финансового мониторинга банков подразумевает такие процессы как:

1. Операция финансового мониторинга без исключения требует регистрации, сведения о финансовых операциях, требующих мониторинга, могут вводиться без существования счетов, вручную;

2. При мониторинге ведутся анкеты клиентов банка и создаются файлы информационного обмена финансового мониторинга, создается получение квитанций на документы финансового мониторинга;

3. Создается так называемый «черный список» юридических и физических лиц, которые подозреваются в поддержке и финансировании террористических и экстремальных движений и организаций. В «черный список» также занесены лица, предположительно связанные с совершением финансовых махинаций;

4. Отбор финансовых операций, по которым происходит мониторинг, делается на основании документов, предоставляемых в конце рабочего дня банка. Правила, по которым делается отбор, есть в системе мониторинга.

При этом в каждом коммерческом банке организована служба внутреннего контроля, которая управляется руководством и советом директоров банка. Конкретно эта служба занимается финансовым мониторингом внутренних денежных операций в самом банке, задачей этой операции является предотвращение несоблюдения правил внутри организации.

У начальника данной службы есть доступ даже к данным о высшем руководстве банка, и он подчиняется непосредственно председателю совета директоров. Таким образом, работники службы внутреннего контроля имеют доступ ко всем документам банка и за объяснениями имеют право обратиться исключительно к любому сотруднику своего банка.

Процесс внутреннего контроля регулируется структурами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга над процессом работы системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ней, а также разработки предложений по совершенствованию и повышению эффективности ее деятельности в банках создается служба внутреннего контроля.

Одной из мер против «отмывания» средств и доходов, полученных незаконным путем, является запрет на информирование клиентов и других лиц о принимаемых в соответствии с Законом мерах.

Существует три стадии «отмывания» средств:

Размещение в течение, которого наличные деньги, полученные от преступной деятельности, воплощаются в иные менее подозрительные формы.

Процесс наслаивания состоит в отделении незаконных доходов от их источника с помощью проведения денежных операций для скрытия настоящей природы финансов и обеспечения анонимности.

Процесс интеграции размещает «отмытые» деньги в экономический оборот наравне с легально полученными доходами.

Главные требования к организации:

Идентификация клиента;

Вычисление необычных операций;

Направление данных в подразделения финансовой службы;

Хранение данных;

Обучение сотрудников;

Назначение руководителя.

Идентификация юридического лица представляется в проверке и оценке документов, предоставленных для уточнения его правового статуса и удостоверяющих его государственную регистрацию, в установлении собственников этой организации, и в действиях, нацеленных на получение точных данных о цели и возможном характере деловых связей.

Большое значение при уточнении личности клиента юридического лица имеет идентификация физических лиц, занимающихся, в конечном счете, реальным контролем над этим юридическим лицом, а также тех лиц, которые являются представителями юридического лица в работе с банком.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" банки должны устанавливать правила внутреннего контроля и системы его осуществления, устанавливать специальных должностных лиц, отвечающих за соблюдение данных правил и реализацию назначенных программ, а также предпринимать внутренние организационные меры в целях борьбы с легализацией грязных денег и финансированием терроризма.

Просмотров работы: 476