ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ТИПА, С УЧЕТОМ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ТИПА, С УЧЕТОМ ЦЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мириджанян А.О. 1, Бурляева В.А. 1
1ГАОУ ВО "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирования новых моделей, технологий и инструментария оценки качества образования требуется в связи с мировой глобализацией, которая складывает общее понимание задач и принципов образования, когда происходит зарождение новых единых требований к современному специалисту. Именно по этой причине перед системой среднего профессионального и высшего образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества подготовки специалистов, с ориентацией ее на международные стандарты качества и потребности региональных рынков труда.

Последствиями вхождения России в единое мировое экономическое пространство является модернизация отечественной системы образования по таким направлениям как: использование единой общеевропейской кредитной системы ECTS, которая является основой учета и контроля, полученных обучающимися знаний; введение двухцикловой структуры; активизация академической мобильности как студентов, так и профессорско-преподавательского состава с целью проведения политики международной открытости образовательных организаций; введение систем измерения качества образования в направлении общеевропейского понимания; объединение академических ресурсов и культурно-образовательных традиций разных стран в реализации интегрированных образовательных программ; формирование образования «через всю жизнь»; открытость образовательных организаций для международного академического сотрудничества в области учебной деятельности и научных исследований; привлечение обучающихся к многосторонним междисциплинарным проектам.

Реализация данных направлений образовательной политики влечет за собой создание новых принципов измерения учебной нагрузки, оценки качества подготовки специалистов (компетенций), характеристики результата обучения с учетом образовательного профиля.

Чтобы достичь высокого качества профессиональной подготовки необходимо иметь в виду основные цели образования на современном этапе. Таковыми являются: готовность к успешному вхождению на рынок труда; выработка активной жизненной позиции; поддерживание широкой базы передовых знаний.

Самой актуальной задачей современного образования остается подготовка профессионально-педагогических кадров нового типа, с учетом цели модернизации профессионального образования, когда сам процесс подготовки профессионально-педагогических кадров нового типа становится важнейшим условием не только создания нового образовательного пространства в России, а, прежде всего, условием интеграции отечественной культуры в общечеловеческую и европейскую культуру.

Подготовка профессионально-педагогических кадров (ППК) в современных условиях связана с реализацией компетентностного подхода, с переходом к двухуровневому образованию, со сменой парадигмы стандартизации в российской системе образования, внедрением кредитно-модульного построения образовательных программ, введением профессиональных стандартов и др. Процесс подготовки ППК зачастую затруднен отсутствием готовности большинства образовательных организаций высшего образования к работе в новых условиях.

Систему обучения сегодня можно определить как кредитно-модульно-компетентностную. Три основных элемента системы обучения это – кредиты, модули и компетенции, которые выступают как тесно взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты единого целого.

В новой системе модуль становится одной из важнейших единиц, регулирующих и программу обучения, и деятельность преподавателей, и сам процесс обучения студентом, и оценку его знаний вплоть до получения соответствующей квалификации.

Объем и содержание образовательных модулей определяется образовательной организацией в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС-3, ФГОС - 3+) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. В новом поколении ФГОС высшего образования акцент с предметно-дисциплинарной стороны перенесен на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, с «входных» объёмных параметров на «выходные» параметры (компетенции).

Профессиональные и общие компетенции в новых ФГОС-3 рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), работодателей, а также потребителей услуг.

На современном этапе знания превратились в решающий фактор производственной деятельности, который приносит наибольшую выгоду от инвестиций. Данный факт ставит перед образованием задачу стабильной подготовки специалистов мирового уровня, которые будут способны к обучению в течение всей жизни. Образование становится важнейшей отраслью экономики страны, обеспечивающей ей безопасность и устойчивое развитие. Глобализационные мировые процессы закладывают общее понимание задач и принципов образования, при этом зарождаются новые единые требования к современному специалисту, что требует формирования новых образовательных технологий.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке можно найти весьма многообразные оценки стандартизации образования, именно ФГОС на сегодняшний день являются базовыми нормативными документами, определяющими структуру и содержание высшего образования, которые призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ, поскольку они обязательны для выполнения в соответствующих организациях на всей территории страны.

Стратегия развития высшего и профессионального образования ориентируется на перспективные потребности экономики и должна быть направлена на решение следующих приоритетных задач:

-качественное обновление содержания профессионального образования в соответствии с современным уровнем технологий, с учетом запросов новой экономики (обеспечение соответствия образовательных программ требованиям модернизации социальной сферы, формирование необходимых профессиональных компетенций выпускника);

-совершенствование масштабов и структуры подготовки специалистов в условиях социально-экономических преобразований, основанной на автоматизации и информатизации;

-обеспечение развития профессионального образования в контексте европейской интеграции.

Интеграция как принцип содержания обучения определяет процесс и результат формирования целостных знаний, способов и видов деятельности, а также ценностных отношений.

За последние годы в России в соответствии с требованиями международных стандартов, результаты высшего образования, формулируются исключительно в категории компетентности. Обусловлено это необходимостью смены концепции образовательной модели с «знаниевой», ориентированной на изучение основ наук и являющуюся, в итоге, предметоцентрированной на «компетентностную». В «компетентностной» модели результаты образования оцениваются не по показателям успешности освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования, фиксируются в виде определенного набора компетенций и/или компетентностей.

Востребованность компетентностного подхода в подготовке специалистов обусловлена в первую очередь тем, что современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства. Более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания и умения, а обобщенные качества, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблем, в связи с чем, компетенция предъявляется работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника.

Наиболее значимым в общем контексте формируемых компетенций у выпускника вуза является некоторое целостное профессиональное качество, которое позволяет ему успешно выполнять производственные задачи правовой направленности, взаимодействовать с другими людьми.

Под профессионально-педагогической компетентностью нами понимается готовность будущего педагога профессионального обучения к осуществлению эффективной профессионально-педагогической деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Компонентами профессионально-педагогической компетентности студента вуза являются предметные знания, умения, навыки, преобразованные в ходе учебного процесса в функциональные, информационно-аналитические, когнитивные, коммуникативные, креативные, профессионально значимые личностные качества, позволяющие формированию профессиональных компетенций будущего педагога профессионального обучения.

В настоящее время создана необходимая научная база для разработки теории и практики формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях высшего образования. В процессе анализа научной литературы мы убедились, что работы, посвященные исследованию проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов профессионального обучения, практически отсутствуют. Таким образом, существующее противоречие между потребностью профессионального учебного заведения в компетентных педагогах профессионального обучения, способных к разрешению стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества профессионально-педагогических задач, и отсутствием в теории и методике профессионального образования специальных разделов, раскрывающих технологию формирования профессионально-педагогической компетентности у студентов вуза, заслуживает особого внимания к его рассмотрению.

Вопрос, какими должны быть содержание и структура процесса формирования профессионально-педагогической компетентности студентов вуза при подготовке бакалавров профессионального обучения, на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных.

Если учесть опыт работы, накопленный в стенах Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, то процесс формирования профессионально-педагогической компетентности студентов будет эффективным, если:

-выявить уровни формирования профессионально-педагогической компетентности, адекватные задачам профессиональной деятельности бакалавров профессионального обучения на основании требований работодателей, анализа видов педагогической деятельности в условиях профессионального учебного заведения и узловых технологий профессиональной деятельности;

-выявить тематические области, в рамках которых формируется профессионально-педагогическая компетентность;

-выделить содержание, формы и методы формирования профессионально-педагогической компетентности;

-определить на основе деятельностного подхода совокупность нормативно-оценочных процедур в соответствии с уровневой структурой сформированности профессионально-педагогической компетентности.

Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не столько как показатель успешности учебного процесса, но как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования. Подготовка будущего бакалавра профессионального обучения в логике компетентностного подхода строится на деятельностной основе, путем обучения методам решения задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности того или иного специалиста, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Проблема развития компетенций должна исследоваться в контексте с проблемой развития как систем более высокого, так и более низкого порядка, а также согласования их ориентационных сред.

Мы рассматриваем компетентностный подход как концептуальную основу перехода на новый этап развития профессиональной подготовки. Это позволило нам прийти к выводу, что принцип развития профессионального образования в новой социокультурной ситуации можно сформулировать следующим образом: достижение нового качества профессиональной подготовки обеспечивается за счет развития его профессиональных компетенций.

При определении перечня профессионально-педагогических компетенций можно утверждать, что они определяется профилями дальнейшей профессиональной деятельности бакалавра профессионального обучения и сделать на них акцент.

Требования работодателей к результатам образования определяются экспертным путем, как правило, на основании анкетирования. Следует разработать содержание вопросов анкет и направить на выяснение перечня основных видов профессиональной деятельности, основных задач, которые должны решаться бакалавром профессионального обучения, установить перечень основных технологий, которыми он должен владеть.

Исходя из вышеизложенного, одной из актуальных задач современного профессионального образования, является подготовка профессионально-педагогических кадров нового типа. В условиях новой образовательной парадигмы и, в соответствии с целью модернизации профессионального образования, данный процесс подготовки становится важнейшим условием не только создания нового образовательного пространства в Российской Федерации, но и условием интеграции отечественной культуры в общечеловеческую и европейскую культуру.

Вместе с тем процесс подготовки профессионально-педагогических кадров может быть затруднен отсутствием готовности большинства образовательных учреждений высшего образования к работе в новых условиях.

Актуальность и теоретическая не разработанность рассматриваемых проблем, а также настоящая потребность практики в разработке, обобщении и систематизации накопленного опыта определили цель исследования, заключающуюся в разработке модели многоуровневой системы оценки соответствия профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров профессионального обучения требованиям ФГОС нового поколения. В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Осуществить анализ предметно-деятельностного подхода к оценке формируемых компетенций.

  2. Рассмотреть общие подходы к разработке модели многоуровневой системы оценки соответствия профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров профессионального обучения требованиям ФГОС нового поколения.

  3. Осуществить анализ ФГОС-3 по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

  4. Разработать методику диагностического инструментария измерения сформированности профессионально-педагогической компетентностипедагогов профессионального обучения; организовать мероприятия по обмену результатами научно-исследовательской, творческой образовательно-технологической и инновационной деятельности; содействовать организации межвузовских творческих коллективов, в том числе для включения в различные программы и проекты регионального уровня.

Объектом исследования является модель оценки соответствия образовательных профессиональных программ требованиям ФГОС-3 высшего образования.

Предметом исследования являются ФГОС-3 по профессиональному обучению.

Список использованных источников:

  1.  
    1. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980. – 208 с.

  2. Бадарч, Д., Наранцецег, Я., Сазонов, Б. А. Организация индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц/Д. Бадарч, Я. Наранцецег, Б.А. Сазонов / Под общ. ред. Б.А. Сазонова. - М.: НИИВО, 2003.

  3. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dap.vvsu.ru.

  4. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  5. Бурлакова Т. В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: Дис. доктора пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Т.В. Бурлакова. - Шуя, 2009. - 388 с.

  6. Величко Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] / Е. В. Величко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

Просмотров работы: 379