По планам различных министерских структур, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, должны были стать федеральной нормой качества высшего образования по направлениям подготовки, которые призваны минимизировать возможности их противоречивых интерпретаций в субъектах Российской Федерации и вузах. Кроме того, данные стандарты призваны упростить интеграцию системы образования России с общеевропейской, что позволит выпускникам легко адаптироваться к рынку труда любой страны, подписавшей Болонские декларации.
Ситуация с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения - это достаточно критическая ситуация для всей российской высшей школы. Социальный драматизм данной ситуации определяется тем, что от качества ее прохождения зависит не только судьба российского общества, в котором образовательная система более двадцати лет находилась в состоянии аномального функционирования, но и судьба каждого человека, включенного в этот процесс.
ФГОС ВО - это социально-нормативная система, которая задает вектор функционирования образования в обществе и возникает необходимость напомнить, что процесс перехода с одной социально нормативной системы на другую - это, прежде всего, когнитивная трансформация профессионально-педагогического мышления людей со сложившимся опытом профессионального функционирования в иной системе координат и методов высшего образования.
Этот процесс является сложным и крайне болезненным. Он затрагивает глубинные структуры сознания профессорско-педагогического состава, а именно, концептуальную систему личности, систему концептов, которые выступают в качестве психологических регуляторов педагогической деятельности и определяют содержание методов и технологий образовательного процесса.
Проводя анализ Советской высшей школы, мы отметили, что она давала студентам широкие фундаментальные общенаучные знания, знания современных достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения специальных дисциплин. Высшее образование строилось таким образом, чтобы у студентов в период обучения развивалось целостное мировоззрение, развивались творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения и экспериментировать.
Практическая подготовка выпускников была достаточно серьезной, так как они имели возможность проходить производственную практику на самых передовых предприятиях, НИИ, конструкторских бюро. Именно по этому, еще обучаясь в вузе, студент мог осуществлять вторичную занятость на предприятии или в организации, выполняя трудовые функции будущей своей профессиональной деятельности.
Немаловажным являлась и то, что налицо была мощная поддержка высшей школы государством. Оплата работы специалистов со студентами-практикантами была обязательным условием. На первые три года работы выпускникам вузов государством был определен «статус молодого специалиста». Связано это с высокой ответственностью работника за результаты труда, поэтому в этот период продолжалось обучение выпускника конкретным навыкам и знаниям на рабочем месте, что было характерным для многих отраслей промышленности, предприятий или организаций.
Таким образом, фактический период подготовки специалиста длился 18 лет: 10 лет школа, 5 лет вуз и 3 года учебы в статусе молодого специалиста. С введением ФГОС ВО третьего поколения срок подготовки специалиста сократился минимум на 4 года.
Последние годы многие стали сомневаться в высоком уровне российского образования, несмотря на то, что это единственный бастион фундаментального порядка, который не удалось разрушить в ходе, так называемых демократических реформ. При этом необходимо отметить, что отечественная промышленность была практически разрушена, а соответственно государство потеряло контроль над практико-ориентированным «доучиванием» молодых специалистов. Западные аналитики отмечают, что ущерб от такого характера реформ существенно превзошел ущерб, нанесенный нашей стране Великой Отечественной войной.
Относительно сохранённым, остался сырьевой сектор экономики и транспорт, который наполовину стал частным и не подконтрольным государству, чему есть объяснение: сырье поставляется в основном западу, а для его транспортировки нужен транспорт.
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не гарантирует выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных кадров, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.
Переход России на рыночные отношения способствовал постановке перед системой высшего образования новой цели и ясно осознаваемой потребности глубоких преобразований этой системы. Следствием этого стало повышенное внимание к диверсификации, которая соотносится с идеей структурной перестройки системы высшего образования, и призвана способствовать реформе высшего образования.
Факторы, обусловившие актуализацию данной идеи:
-стремление к обновлению в связи с набирающими силу международными тенденциями, которые обозначены в Болонской декларации;
- развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
- стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, исследователей;
- использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам;
-сохранение принципа автономности учебного заведения, забота о сохранении национального богатства, накопленного опыта и исторических традиций в контексте современной социокультурной ситуации;
- переход страны в целом и образования, в частности, на рыночные отношения, возникновение и развитие рынка образовательных услуг, его взаимодействие с рынком труда, достижение релевантности степеней, квалификаций и дипломов на рынке труда;
-достижение максимальной индивидуализации обучения, реализация профессионального обучения средствами индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых.
В результате, образовательные организации оказались направленными к поиску новых форм и методов обучения, но при этом сами по себе, они уже не в состоянии модернизировать образование, так как наряду с перестройкой содержательного аспекта, явно ощущается потребность в реструктуризации самой системы и ее организационной стороны.
В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров для этой трудовой сферы идут разными дорогами и в разные стороны. За последнее десятилетие произошли радикальные изменения в содержании всех профессий, ряд профессий оказался невостребованным, но в то же время появилось много новых профессий. Данные изменения произошли в связи:
- с переориентацией спроса на новые умения и изменения организации труда;
- распространением автоматизированных систем управления производственными процессами;
- упадком спроса на неквалифицированный ручной труд;
- спадом массового производства;
- повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда;
- ростом необходимости непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;
- повышением уровня взаимодействия работников в коллективе;
- стиранием границ между профессиями и т.д.
Всё это привело к существенному повышению степени гибкости профессионального образования, созданию принципиально новых механизмов, которые обеспечивают его постоянную настройку на динамично меняющиеся требования рынка труда.
Кризиссистемы профессионального образования вызван целым рядом факторов:
- постоянно меняющиеся условия жизни;
- возросший спрос на качество высшего образования;
-необходимость формирования профессионального мышления, активности, ответственности, устойчивой профессиональной мотивации будущих специалистов для обеспечения их готовности к профессиональной мобильности и социальной адаптивности;
-инертность и консерватизм сферы профессионального образования, ее неадаптированность к социокультурной динамике;
-неэффективность педагогического труда;
- слабая разработанность технологий профессионального обучения.
Модернизация высшего образования требует подготовки нового поколения исследователей, высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно-организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.
Вышеперечисленные проблемы ставят под сомнение возможность качественной вторичной занятости обучающейся молодежи. Руководители организаций и предприятий не охотно соглашаются на трудоустройство, так называемых «недоучек», да и самим студентам не достаточно знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, соответствующей будущей профессии. Перевес распределения часов по учебному плану в сторону увеличения самостоятельной работы студентов, не привел к осознанному самообразованию.
Введённая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Многое придется менять, а что-то - ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования.
Список использованных источников:
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник. – М., 2001.
Высшее образование России в условиях «двустороннего движения»: сборник научных материалов. - М., 2006.
Ганчеренок, И.И. Европейская система переноса кредитов (ECTS) — Европейский стандарт в высшем образовании // Материалы совещания «Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования». — М. : ЦСОП, 2002.
Гармонизация профессиональных и образовательных стандартов: общий подход. А.И. Азаров, Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. Москва azarova56@mail.ru
Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. - Екатеринбург: УГПП , 2000. - 218 с.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1998.
Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учеб. пособие. - М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2006.