При обучении математике в современной школе на первый план выходит проблема познавательного интереса, поскольку это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках, но и от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мёртвым грузом или учащиеся будут активно ими пользоваться.
Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. При этом необходимо его систематически укреплять и развивать, используя различные педагогические средства, к которым относятся приемы, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами, личностью учителя, общественным мнением класса.
Одним из средств формирования познавательного интереса к математике является решение задач. Балл Г.А. считает, что результат обучения зависит от того какие именно задачи, в какой последовательности и какими методами они решаются [1].
Решение задач в процессе обучения математике занимает одну из ведущих ролей. Митенева С.Ф. утверждает, что каждая учебная задача может и должна нести в себе наряду с ведущей функцией другие, реализация которых повышает эффективность использования задач в обучении [2, С.20].
Именно во время решения математических задач учащиеся овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками по предмету. Решение разнообразных учебных задач готовит учащихся к последующей деятельности. Ведь жизнь перед людьми ставит различные задачи которые необходимо разрешить. В современном курсе математики именно решению задач разного рода посвящена большая часть времени.
Саймон Т. рассматривает решение задачи, как поиск в огромном лабиринте возможностей, который описывает внешнюю среду. Успешное решение задачи предполагает выборочный поиск и сокращение многообразия возможностей до обозримого множества [3].
При решении задач происходит развитие математического мышления и учитель должен сделать этот процесс управляемым. При решении эвристических задач у учащихся происходит развитие творческих способностей.
Таким образом, решая задачи на уроках математики, у учащихся не только формируется познавательный интерес к предмету, но и происходит развитие личности.
Список литературы:
Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика. 1990. – 184 с.
Митенева С.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач по математике: монография. – Вологда, 2008. – 150 с.
Саймон Т. Наука об искусственном. – М.: 1972. – 37 с.