ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Шипова Т.В. 1
1ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций приводят к возникновению у людей стрессовых ситуаций. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психических заболеваний [1].

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л. М. Аболина, Л. В. Куликова, Е. П. Крупника, К. Левина, Н. А. Подымова, Д. Н. Узнадзе, Ф. Хоппе, В. Э. Чудновского, Э. Эриксона и др. Анализ психологической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды. В свою очередь эмоциональная устойчивость представлена как свойство личности, благодаря которой человек способен осуществить необходимую деятельность в сложных, экстремальных ситуациях, в условиях сильных эмоциональных воздействий [4].

Вопросом изучения эмоциональной устойчивости занимаются довольно давно. Разработано немало теорий в данном вопросе, однако на практике существует мало методик по изучению эмоциональной устойчивости. В этом вопросе возникают некоторые трудности, т.к. изучается не эмоциональное свойство личности, а эффективность деятельности при эмоциогенных воздействиях любого характера. Сила эмоций при этом не регистрируется, так же как и эффективность деятельности в спокойной ситуации. Поэтому трудно объективно судить о ее ухудшении или улучшении, а следовательно, и о степени эмоциональной устойчивости человека.

Для выявления особенностей развития уровней эмоциональной устойчивости старшеклассников были применены экспериментальные методики, отражающие уровень тревожности испытуемых (эмоциональный компонент эмоциональной устойчивости), познавательной активности (интеллектуальный компонент эмоциональной устойчивости), мотивационной сферы, локализации контроля личности [2].

Экспериментальная работа проводилась в 2016-17 учебном году со старшеклассниками МБОУ «Кугесьский лицей». Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся (14 девочек и 16 мальчиков).

Для исследования уровня тревожности и познавательной активности использовалась методика Ч. Д. Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой).

Результаты исследования выражены в таблице:

Таблица 1 – Результаты исследования методики Ч. Д. Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой)

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество старшеклассников, имеющих уровень личностной тревожности

17 %

79%

4%

Количество старшеклассников, имеющих уровень ситуативной тревожности

20%

67%

13%

Количество старшеклассников, имеющих уровень личностной познавательной активности

13%

83%

4%

Количество старшеклассников, имеющих уровень ситуативной познавательной активности

4%

83%

13%

Количество старшеклассников, имеющих личностный уровень негативных эмоциональных переживаний

8%

79%

13%

Количество старшеклассников, имеющих ситуативный уровень негативных эмоциональных переживаний

38%

33%

29%

При диагностировании с помощью данной методики среднего уровня тревожности делается вывод о сформированности эмоционального компонента эмоциональной устойчивости. У 67% учащихся сформирован эмоциональный компонент эмоциональной устойчивости во время учебных занятий. У 96% учащихся сформирован интеллектуальный компонент эмоциональной устойчивости во время уроков, т.к. средний и высокий уровни познавательной активности указывают на сформированность данного компонента эмоциональной устойчивости. Уровень негативных эмоциональных переживаний можно рассматривать как критерий, позволяющий определять эмоциональное отношение старшеклассника к образовательной среде. Так, 29% учащихся имеют высокий уровень негативных эмоциональных переживаний во время занятий, что свидетельствует об определенном негативном отношении старшеклассника к образовательной среде. После проведения данной методики можно сделать вывод о том, что эмоциональный и интеллектуальный компоненты эмоциональной устойчивости развиты достаточно высоко.

Для исследования мотивационной сферы старшеклассников использовался тест – опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. А. Реана. По результатам исследования 38% учащихся оптимистичны и мотивированы на успех. 43% – мотивированы на удачу и 19% старшеклассников имеют тенденцию боязни неудач. Такие результаты на наш взгляд обусловлены тем, что в данном учебном заведении стимулируется развитие творческих способностей и инициативности старшеклассника, часто создаются ситуации успеха.

Локус контроля исследовался при помощи метода исследования уровня субъективного контроля (УСК). Результаты выражены в таблице:

Таблица 2 – Результаты исследования тест – опросника мотивации успехов и неудач (МУН) А. А. Реана

Шкала

Общей интернальности

Интернальности в области достижений

Интернальности в области неудач

Ниже 5,5 стен

33%

10%

19%

Выше 5,5 стен

67%

90%

81%

По шкале общей интернальности 67% учащихся имеют высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни – результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. 33% старшеклассников не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей. Высокий показатель по шкале интернальности в области достижений, который составляет 90%, соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. 10% приписывают свои успехи и достижения обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей. 81 % старшеклассников имеют высокий показатель по шкале интернальности в области неудач. У них развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиями и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. 19% учащихся склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Таким образом, по итогам данных методик мы можем определить сформированность первого и второго уровня эмоциональной устойчивости. Изучение первого уровня предполагало исследование эмоционального, интеллектуального и мотивационного компонентов психической деятельности индивида. Второй уровень выявлялся путем определения сформированности социальной зрелости (определения локализации контроля) учащихся. Полученные нами данные свидетельствуют об оптимальном развитии каждого компонента эмоциональной устойчивости, как итог –67% старшеклассников имеют сформированный первый уровень эмоциональной устойчивости. 54% старшеклассников обнаружили развитый интернальный контроль личности, что подразумевает развитие второго уровня эмоциональной устойчивости. Т.к. интернальный контроль характеризует социально зрелую личность, то можно сказать, что школьники довольно зрелые люди, способные самостоятельно принимать решения, влияющие на их жизнь и отвечать за свои поступки.

Затем мы определили тип образовательной среды в МБОУ «Кугесьский лицей» с помощью методики «векторного моделирования» образовательных сред, разработанная В. А. Ясвиным. Данная методика представляет собой шесть диагностических вопросов. Три из них направлены на выявление возможностей для свободного развития ребенка и три – возможностей для развития его активности. На данные вопросы учащиеся ответили следующим образом: 62% опрошенных считают, что интересы и ценности личности выше общественных в данной образовательной среде. 71% старшеклассников отметили, что учитель подстраивается к ученику. Групповая форма воспитания является приоритетной в данной образовательной среде, так считают 67% учащихся. 62% школьников отметили, отрицание наказаний ребенка в педагогической среде. 86% старшеклассников ‑ проявление инициативы не стимулируются. 86% учащихся ответили, что творческое проявление ребенка находит положительный отклик. После того, как мы получили описание образовательной среды учащимися, находился средний балл по каждому пункту опросника.

При помощи полученных результатов был построен график, с помощью которого был определен тип образовательной среды. В МБОУ «Кугесьский лицей» творческая образовательная среда. Напомним, что Я. Корчак отмечал в данной образовательной среде формирование активной, открытой личности, имеющей решимость в высказывании своих суждений. Мы предполагаем, что учителя, социальный педагог и психолог лицея предпринимают конкретные действия для создания творческой среды. В частности в практике учителей широко используются прогрессивные методы и технические средства обучения, хорошо развитая система внеклассной работы, администрация школы прислушивается к мнению социального педагога, психолога и тесно с ними сотрудничает. Социально-психологическое просвещение преподавателей и учеников играет важную роль в формировании типа образовательной среды данного учреждения, а также в уровне развития личности старшеклассников.

Данные о сформированности первого и второго уровня эмоциональной устойчивости (67% и 54% учащихся) дают возможность сделать вывод о том, что творческая образовательная среда оказывает сильное позитивное влияние на развитие компонентов эмоциональной устойчивости, как интегративной характеристики личности и на развитие личности школьников в целом. Можно утверждать, что на формирование эмоциональной устойчивости благоприятно влияют следующие факторы образовательной среды:

1. Приоритет интересов личности над интересами общества (группы).

2. Преобладание индивидуальных форм обучения, а не коллективных.

3. Констатация того, что учитель подстраивается к ученику в процессе их взаимодействия, а не наоборот.

4. Отсутствие системы наказаний.

5. Стимулирование инициативы учащихся.

6. Поддержка и развитие творческих проявлений старшеклассника [3].

После проведения исследования можно сделать вывод, что для старшеклассников характерны эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и в своих силах, спокойное адекватное восприятие действительности, умение контролировать свои эмоции и поведение, стрессоустойчивость. Мы считаем, что это связано с типом образовательной среды и с тем, что в лицее учащиеся приспосабливаются к постоянным учебным нагрузкам, к жестким требованиям учебного процесса, к интенсивности овладения школьной программой, благодаря которым они становятся физически, психологически и эмоционально более устойчивыми. Так же можно заключить, что, скорее всего, компоненты эмоциональной устойчивости достигают к юношескому возрасту значительного развития, и между ними начинают устанавливаться связи. Но, по всей видимости, более глубокие и прочные зависимости между компонентами, превращающие эмоциональную устойчивость в интегративную характеристику личности, появляются в более зрелом возрасте [5].

Библиографический список

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1987. – 262 с.

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – Москва : Пед. Общество России, 2003. – 512 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. – Москва : Логос, 2002. – 384 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб., 2001 – 752 с.

5. Ясвин, В. Я. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.Я. Ясвин. – Москва. : ФиС, 2002. – 368 с.

Просмотров работы: 422