ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Травкина Ю.А. 1
1Старооскольский филиал «Белгородского государственного национального исследовательского университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные информационные технологии имеют широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учёта психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения литературному чтению.

Трудно представить современный урок литературного чтения без использования компьютерных технологий. Они могут быть включены в любой этап урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле над усвоением знаний, отработке умений и навыков.

Уроки литературного чтения с компьютерной поддержкой являются наиболее интересными и помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание учеников на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие.

Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения позволяет сформировать у детей заинтересованное отношение к чтению, повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Задача учителя – сделать каждый урок привлекательным и современным. На уроках литературного чтения с использованием ИКТ имеют место следующие виды работ: презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов); воспроизведение эталонной художественной речи; видеофрагменты; задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения; тестовые оболочки для контроля и проверки знаний учащихся.

ИКТ помогает улучшить содержательную сторону урока. Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может использоваться на любом этапе урока: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. На этапах подготовки к восприятию произведения и первичного знакомства с произведением можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством мастеров слова. Узнать историю семьи, традиции, интересные факты из жизни писателя или поэта. Видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные по произведениям), аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова, помогают прочувствовать авторский замысел, способствуют развитию эмоциональной сферы ребёнка, «будят» творческое воображение; дети легче находят слово, с помощью которого смогут выразить свои чувства. Учитель может начать урок литературного чтения не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока, или с рассматривания репродукций картин художников (например, к стихотворениям о природе).

На этапе урока «проверка домашнего задания» целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль по усвоению изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно. В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Подтверждению этому служат слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения - у многих пропадает охота сидеть за книгой. И здесь на помощь приходят компьютерные технологии. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием.

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, происходит активизация творческого потенциала ученика, а также включение школьников в пространство современного информационного общества.

На этапе проверки домашнего задания, закрепления и повторения пройденного материала очень эффективны тесты, позволяющиеза короткое время получать объективную картину уровня усвоения знаний учащимися и своевременно его скорректировать. Тесты могут быть компьютерные или представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

При ознакомлении с творчеством писателей используют Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.

Так на уроке литературного чтения при изучении произведений С. Козлова дети могут посмотреть экранизацию прочитанного произведения, провести сравнительный анализ, предложить свои идеи экранизации.

Уроки литературного чтения будут интересны, если включать в их содержание - аудио средства, записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений, в исполнении мастеров слова, при необходимости они могут сопровождаться видеорядом, видеороликом. Это формирует навыки выразительного чтения, умения прочувствовать настроение, определить характер героев, повышает мотивацию обучения.

При анализе художественного текста, эпизодов произведения учащиеся могут использовать возможности компьютера: выделять тему, находить, подчёркивать и обозначать рисунками-символами важное и главное в тексте - литературные приёмы, признаки явлений и предметов, графические схемы и т.д.

Многие детские произведения экранизированы, что даёт возможность на уроках литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или эпизоды фильма, а также видеоклипы по изучаемой теме.

Применяя ИКТ на уроках, необходимо помнить о здоровьесберегающих технологиях (физические и динамические паузы, зарядка для глаз).

Внедрение информационных технологий также позволит решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса, повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Использование компьютерных технологий – это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем образования. Использование информационных технологий в значительной степени позволяет оптимизировать процесс обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ на уроках в школе позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; реализовывать принцип наглядности в обучении; повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; достичь индивидуализации обучения; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; расширить возможность самостоятельной и исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Просмотров работы: 1163