МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Степанян Ж.Х. 1, Некрасова О.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что в настоящее время общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения в условиях нового ФГОС НОО требует от учителя современного подхода к ее решению, в частности, более совершенных методических приемов обучения 4[].  

Младший школьный возраст – это особое время для становления личности ребенка, так как происходят значительные позитивные изменения и преобразования в формировании личности ребенка.

Как утверждал В.А. Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».

Особую роль в развитии ребенка в этот период играют мотивационные факторы. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

В психолого-педагогической науке проблему формирования учебной мотивации рассматривали Особенности мотивов как источников активности поведения человека рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, А.Н.Леонтьева, А. Маслоу, А.К.Марковой, X. Хекхаузена, Г.И. Щукиной, П.М. Якобсона и др. Мотивация рассматривается у них как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности [2]. А учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета [3].

Большинство ученых: С.С. Занюк, Н. Скороходова, X. Хекхаузен и др., считают, что существует взаимосвязь мотивации к учению и результатами учебной деятельности. Успешность ребенка в учебе, по их мнению, обеспечивается форсированностью мотивационных факторов, факторов к обучению, которые способствуют развитию памяти, внимания и интеллекта ребенка, делая процесс обучения более сознательным [3].

Одна из важнейших задач в первые годы школьной жизни, которая стоит перед ребенком – научиться получать знания, то есть у ребенка на данном этапе должна сформироваться позиция «Я-ученик». Но далеко не все учащиеся начальной школы имеют мотивацию к учебной деятельности, и здесь необходимо помнить, что ребенок не рождается с мотивацией к учебной деятельности, а приобретает ее в процессе становления учебной деятельности.

В процессе обучения в начальной школе постепенно игра, как ведущий вид деятельности, уступает место учебной, и немаловажная роль в данном процессе принадлежит мотивации. Для того, чтобы «включить» ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса нужна мотивация. Это первое из современных требований, в связи с этим формирование учебной мотивации является необходимым условием эффективности обучения в условиях ФГОС НОО. Поэтому вопрос повышения учебной мотивации является актуальным.

Работать над повышением мотивации можно прибегая к различным технологиям, средствам, методам и формам обучения. В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в общеобразовательной школе. Это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные доски. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это -визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Это лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования [1].

Интерактивные доски обладают значительными преимуществами по сравнению с классическими средствами обучения, которые связаны с повышением уровня доступности и качества освоения материалов; экономией времени при использовании интерактивных досок на уроках; повышением внимания у обучающихся к содержанию урока, заинтересованностью в изучаемом материале; возможностью более полного раскрытия творческого потенциала, как ученика, так и учителя; использованием различных стилей обучения [3].

Применение технологий интерактивных досок позволяет по-новому организовать работу обучающихся в аудитории. Заинтересованным в своей работе учителям интерактивная доска помогает создавать собственные инновационные разработки, позволяя достичь нужных образовательных целей.

Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). При верном ее использовании способствует повышению мотивации учащихся и качеству их знаний.

Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков. Ученики быстро осваивают работу с интерактивной доской и привыкают к ней. Работать с ней очень легко и увлекательно, детям становится интересно учиться. Интерактивная доска позволяет воздействовать на различные типы восприятия: визуальные, слуховые или кинестетические.

Проведение уроков с использованием интерактивной доски в учебном процессе способствует повышению уровня применения наглядности на уроке и производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса учащихся к учебному предмету, позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.

Применение интерактивной доски позволяет реализовать один из основных принципов «учусь учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках способно вывести процесс обучения на новый уровень. Работа с интерактивной доской, благодаря красочности, наглядности и доступности изучаемой информации вдохновляет и призывает младших школьников к стремлению овладеть новыми знаниями, помогает достичь цели обучения.

Также важно отметить, что интерактивная доска– это ценный способ сосредоточить и удержать внимание учеников. Наглядность в процессе обучения особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она позволяет целиком увлечь внимание. Учащиеся лучше усваивают материал. Применение интерактивной доски позволяет привлечь и удерживать внимание к процессу обучения на всех этапах урока.

Таким образом, использование ресурсов интерактивной доски активизирует познавательную деятельность детей младшего школьного возраста, а именно:

  • помогает мотивировать учащихся;

  • позволяет обучающимся работать в коллективе и индивидуально;

  • развивает личные и социальные навыки;

  • способствует более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;

  • работа на уроках становится более творческой, обучающиеся становятся более уверенными в себе.

Список литературы:

  1. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. – 2005. - №6. - С. 20-26.

  2. Валеева Э.Р., Некрасова О.А. Значение использования витагенного опыта ребенка в образовательном процессе начальной школы /Э.Р.Валеева, О.А.Некрасова//Проблемы современного педагогического образования. – Ялта, 2015. Т. 5. № 47. С. 28.

  3. Турковская, Н. В. Интерактивные технологии как средство взаимодействия между участниками образовательного процесса / Н. В. Турковская, Ю. А. Сподарева // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 1 (8) - с.195-198.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// http://минобрнауки.рф/документы/543

Просмотров работы: 643