Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к освоению основной общеобразовательной программы, среди которых мы можем наблюдать и требование к развитию коммуникативной компетенции обучающихся. Коммуникативная компетенция в данном случае является одной из важнейших характеристик личности и ведущими специалистами определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения, а также способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, владеть нормами общения и поведения [7]. Наличие данного вида компетенции позволяет личности реализовывать потребность в признании общества и является условием успешной социализации.
Развитие коммуникативной компетенции особо актуально в подростковом возрасте, так как связано с основными потребностями в общении и самоактуализации. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников является одной из важнейших задач развития на этом этапе и от успешного ее решения во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
Тема развития коммуникативной компетенции у подростков с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, так как чёткого понимания и однозначной структуры коммуникативной компетенции, ее особенностей у подростков с ОВЗ в научных трудах не выявлено. Данный факт создает возможности для дальнейших научных поисков в этом вопросе.
Одной из особенностей подростков с ограниченными возможностями здоровья является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям [9]. Развитие коммуникативной компетенции предполагает высокую активность самого ребенка, но подросткам с ограниченными возможностями здоровья часто необходима психологическая и педагогическая помощь в развитии коммуникативных знаний и умений. Речь идёт о создании условий для овладения приёмами коммуникации. Коммуникативные умения необходимы подростку с ОВЗ для нейтрализации негативных переживаний, но главным образом - для эффективного общения как в среде сверстников, так и со взрослыми, для более безболезненного преодоления подросткового кризиса самосознания, для развития чувства индивидуальности.
Необходимо учесть, что для развития коммуникативной компетенции подростков с ОВЗ нужно создать такую образовательную среду, в которой были бы возможности не только для коррекции отклонений в развитии, но и изменении отношения самого социального окружения к такой категории детей [9]. Такой образовательной средой вполне может быть учреждение дополнительного образования, которое даёт обучающемуся максимум возможностей для развития его творческих способностей с учётом его интересов и пожеланий. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности [4]
Учреждение дополнительного образования – это особое пространство для получения жизненно важных практических навыков, которое также может принять на себя функцию создания среды, обучающей коммуникативным знаниям и умениям подростков с ОВЗ. В учреждениях дополнительного образования часто уже есть необходимые педагогические и психологические условия для этого:
нацеленность педагогов на создание «ситуации успеха»
обеспечение атмосферы комфорта
помощь в формировании адекватной гибкой самооценки
развитие рефлексии
опыт взаимодействия с социумом
Необходимо выстроить механизм, создать модель развития коммуникативной компетенции подростка с ОВЗ, используя эти условия.
Попытки создания таких условий есть и в учреждении дополнительного образования Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска (МАУДО «ДПШ»).
Занимаясь организацией социальных проектов вместе со своим клубом социальных инициатив «Вектор успеха» в МАУДО «ДПШ», я пришла к выводу, что необходимо создавать реальные поводы (события) для взаимодействия подростков с ограниченными возможностями здоровья со средой. Чем больше таких поводов (событий), тем уровень коммуникативных знаний, умений и навыков становится выше, а, следовательно, происходит развитие коммуникативной компетенции. Эти поводы для взаимодействия со средой бывают различного характера, но мы понимаем, что нас интересует положительный опыт.
Одним из таких образовательных поводов (событий) в МАУДО ДПШ является ежегодный фестиваль «Журмикс», который на протяжении 12 лет создаёт информационную и образовательную среду для юных журналистов г. Челябинска и челябинской области, в том числе и для воспитанников школы-интернат №4 г. Челябинска, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Редакция газеты школы-интернат №4 ежегодно принимает участие в фестивале и пополняет свои знания в области журналистики. Для воспитанников этой школы имеет особое значение участие в таком фестивале, так как у них появляется возможность не только получить новые знания в интересующей их области, но и попытаться применить свой (уже имеющийся) опыт на практике в творческой атмосфере единомышленников, а также отработать навыки коммуникации в дружественной среде.
Непосредственно занятия в творческих объединениях и спортивных секциях МАУДО ДПШ уже являются образовательным поводом (событием) для развития коммуникативной компетенции подростков с ОВЗ. Занятия в учреждении дополнительного образования дают возможность не только получить знания, умения и навыки в избранном виде деятельности, но и напрямую способствуют развитию коммуникативной компетенции подростков с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и значимыми взрослыми.
Интересен также опыт взаимодействия МАУДО «ДПШ», челябинской областной организации Всероссийского общества слепых и общественной организацией по развитию гражданских инициатив в области культуры, просвещения и здравоохранения «Центр социальной и культурной поддержки инвалидов, ветеранов и молодёжи Челябинской области» по реализации проекта «Логос-свет», который был направлен на обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности слабовидящих людей. Проект показал, что создание регионального молодёжного медиа-центра стало поводом для объединения лиц с ограниченными возможностями здоровья и людей без ограничения здоровья.
Дальнейшее сотрудничество продолжилось в проекте «Прикоснись к родному краю», цель которого заключалась в развитии благоприятного восприятия у подрастающего поколения традиционной для России духовно-нравственной культуры и формировании общедоступной творческой среды жизнедеятельности инвалидов и людей без ограничения по здоровью. Реализация данного проекта позволила понять, что путь привлечения большого количества различных организаций ведёт к обогащению его содержания: появляются дополнительные возможности «роста» его участников, причём значимость проекта возрастает как в глазах самих участников, так и в глазах общественности. Следовательно, условия создания ситуации успеха и опыт взаимодействия с социумом выполняются в полной мере.Все события, в которых участвуют подростки с ОВЗ, дают повод ребятам для обсуждения со своими сверстниками, знакомыми и даже незнакомыми взрослыми, а также становятся информационным поводом для создания радиопередач, стихов, заметок и других творческих продуктов впоследствии.
Опыт совместной работы подростков с ОВЗ и подростков без ограничения по здоровью показывает, что и те и другие готовы учиться: учиться разному и осваивать новые виды деятельности. Следовательно, задача специалистов (в том числе и в области учреждений дополнительного образования) создать условия (события, поводы и пр.) для удовлетворения потребностей подростков с ОВЗ.
Делая вывод из вышесказанного, работа по развитию коммуникативной компетенции подростков с ОВЗ представляется мне как взаимодействие общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и пр. по созданию ими совместных поводов (событий) для коммуникации со средой.
Список литературы
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
Алехина С. В. Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://додмск.рф
Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132.
Буторина О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТГПУ. 2009. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Волков Б.С. Психология подростка [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Волков Б.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2005.— 208 c.
Евладова Е. Б, Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002
Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К., Киргизова Е.В., Бахор Т.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20413
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с. 4.
Корнильева С. Ю. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 914-917.
Лебедева О. Е. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000
Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002.