Развитие мотивации к музыкальной деятельности как психолого-педагогическая проблема.
Кобозева И. С., Трибушинина Ю. О.
ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
Саранск, Россия
Development of motivation to musical activity as a psychological and pedagogical problem.
Kobozeva I. S., Tribushinina Yu. O.
FGBOU BO «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev»
Saransk, Russia
Проблема развития мотивов деятельности всегда привлекала внимание и педагогов, и психологов. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка огромного влияния мотивационной сферы человека на эффективность, результативность его деятельности находит обоснование во многих научных исследованиях.
В настоящее время мотивационная сторона музыкальной деятельности и, в целом, обучения музыке, является, на наш взгляд, наимение управляемой. Формирование и развитие, например, такого вида музыкальной деятельности как слушание музыки, у современных детей и молодежи идет стихийно, являясь скорее, результатом личных, к сожалению, невысоких музыкальных предпочтений. В современных социокультурных условиях поп-культура все более занимает главенствующее положение в структуре музыкальных предпочтений, опережая другие виды и направления музыкального искусства по количеству потреблений и детьми, и учащейся молодежью.
Таким образом современность, с ее контрастными и противоречивыми музыкальными проявлениями ставит все новые вопросы на пути решения задач музыкально-культурного развития личности средствами целенаправленной педагогической работы в содержательном поле общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры. Речь идет о развитии музыкального сознания человека, развитии мотивации к различным видам музыкальной деятельности, которые будут способствовать формированию критического отношения обучающихся к многообразию окружающей музыкальной действительности. «Ценностная» установка (В. В. Медушевский) явится тем оценочным критерием, который будет определять общее отношение детей и учащейся молодежи к искусству музыки.
Среди внутренних личностных факторов, детерминирующих деятельность особое место принадлежит мотивам, мотивации к конкретному виду деятельности.
Мотив – от латинского слова moveo – «двигаю». Психологическая наука рассматривает категорию «мотив» как динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив является одним из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими отечественными психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Деятельность, по мнению ученых, протекает более эффективно и даёт более качественные результаты, если у человека имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего субъект совершает ту или иную деятельность. «Предмет деятельности есть её действительный мотив» - подчеркивал А. Н. Леонтьев [2, с. 78].
К деятельности побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. По мнению Л. И. Божович в качестве мотивов могут выступать «предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания» [1, с. 41].
В. А. Сластёнин, рассматривая учебную деятельность, также обратил внимание на многообразие ее мотивов, которые обобщил в следующие взаимосвязанные группы: непосредственно-побуждающие мотивы; перспективно-побуждающие мотивы; интеллектуально-побуждающие мотивы [3, с. 157].
Согласно Г. И. Щукиной, сильным мотивом учения выступает познавательный интерес, «создавая «внутреннюю среду» развития, существенно меняет саму деятельность, то есть влияет на её характер, протекание и результаты. Но, как и всякий мотив, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними» [4, с. 45].
Из сказанного можно заключить, что деятельность имеет полимотивированный характер.
Мотивация – от латинского слова movere – побуждение к действию. Психологические исследования (В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), посвященные особенностям формирования у человека мотивации, позволяют выделить некоторые наиболее общие черты, составляющие содержание этой категории. Ученые рассматривают мотивацию, как психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, организацию, направленность, активность и устойчивость. Мотивация выступает как способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. В этом аспекте о мотивации говорят как о состоянии потребностей, ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его поведение и деятельность.
Следовательно, мотивация представляет собой сложный процесс побуждения человека к определенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных и внешних факторов. Мотивация являет собой результат взаимодействия внутреннего мира человека – прежде всего его потребностей и стимулов, способных удовлетворить эти потребности, – и ситуации, в которой осуществляется восприятие стимула, появляется активность, направленная на его получение.
Анализируя представленный материал, можно сделать вывод, что мотивация рассматривается как: совокупность мотивов поведения и деятельности; система внутренних и внешних факторов; побуждение к активной деятельности; использование мотивов поведения; побудительная причина, повод; процесс стимулирования действия любых стимулов.
Итак, мотивация – это внутренний процесс сознательного и самостоятельного выбора человеком того или иного поведения с целью удовлетворения своих потребностей, который определяется совокупным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) побудительных сил. Исходя из этого определения, можно выделить такие ключевы для исследования мотивации понятия, как: потребность, мотив и стимул.
Мотивы музыкальной деятельности – это по сути причины, определяющие поведение человека в процессе общения с музыкой на уроке или во внеучебное время. Мотивация обучающегося может быть как внутренней, зависящей от содержания его музыкальных потребностей, так и внешняя (педагогическая, социокультурная). Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием музыкальной деятельности. Внешняя мотивация обусловливается мотивированием, которое выступает как процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям, деятельности, путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Внешнее воздействие на обучающегося, опираясь на мотивы, которые побуждают человека к определенным действиям и приводят к желательным результатам, как способ называется стимулированием, являющимся одним из средств, с помощью которых осуществляется мотивирование.
Мотивирование ориентировано на формирование необходимых мотивов через воспитательное и обучающее воздействие на человека. Понятно, что этот способ сложен и продолжителен по времени, так как опирается на внутреннюю мотивацию обучающегося и ее подкрепление результатами действий. Вместе с тем, главной целью педагога-музыканта должно стать формирование у обучающихся внутренней мотивации, поскольку именно тогда он начинает воспринимать себя как первопричину собственного поведения и деятельности.
Сказанное является серьезной задачей не только для теоретического рассмотрения проблем музыкального образования, но и значительным развивающим ресурсом для педагогов-практиков, поскольку создание системы мотивации музыкальной деятельности детей и учащейся молодежи в содержательном поле общечеловеческих и национальных ценностей музыкальной культуры с учетом установленных связей позволит повысить эффективность деятельности образовательных учреждений в предметной области «Музыка».
Список использованных источников
Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 1972. – 351 с.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
Педагогика : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2006. – 566 с.
Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Педагогика, 1971. – 352 с.