Ключевым компонентом развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) является несоответствие между личностью, её способностями противостоять стрессу и требованиями окружающей среды. Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, расстройства сна и специфические соматические проблемы).
Эмоциональные симптомы (раздражительность, тревога, депрессия, чувство вины, ощущение безнадежности).
Поведенческие симптомы (агрессивность, черствость, пессимизм, цинизм, зависимости от психоактивных веществ).
Симптомы, связанные с работой (прогулы, плохое качество работы, опоздания, злоупотребление рабочими перерывами).
Симптомы в межличностных отношениях (формальность отношений, отстраненность от пациентов, коллег).
Симптомы, приводящие к «выгоранию», указывают на пребывание работника в ситуации длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут привести к полной дезинтеграции различных психических сфер, и прежде всего эмоциональной, и к соматическим отклонениям. СЭВ включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия – “Напряжение” - со следующими симптомами:
-неудовлетворенность собой,
- “загнанность” в клетку»,
-переживание психотравмирующих ситуаций,
-тревожность и депрессия.
2-я стадия – “Резистенция” - со следующими симптомами:
-неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
-эмоционально-нравственная дезориентация,
-расширение сферы экономии эмоций,
-редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия - “Истощение” - со следующими симптомами:
-эмоциональный дефицит,
-эмоциональная отстраненность,
-личностная отстраненность,
-психосоматические и психовегетативные нарушения [3].
Студентами медицинского колледжа (г. Шуя Ивановской обл.) проведены исследования наличия синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников среднего звена в лечебно-профилактическом учреждении. В исследовании приняли участие 127 медицинских сестер в возрасте от 25 до 65 лет, стаж работы от 1,5 до 45 лет. В исследовании использовалась методика В. В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Уровень эмоционального выгорания оценивался по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с тремя фазами:
фаза «Тревожное напряжение»;
фаза «Резистенция»;
фаза «Истощение».
Фаза «Напряжение». Анализ симптомов фазы напряжения показал, что симптом эмоционального выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» является наиболее выраженным, поскольку медицинские сестры считают, что:
организационные недостатки на работе постоянно заставляют их нервничать, переживать, напрягаться;
взаимодействие с пациентами требует от них большого напряжения;
конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций;
на работе они испытывают постоянные физические или психологические нагрузки.
контингент пациентов, с которыми они работают, очень трудный.
Фаза «Резистенция». Симптом "редукции профессиональных обязанностей" является наиболее выраженным в данной фазе, поскольку медицинские сестры считают, что:
из-за нехватки времени, усталости или напряжения, уделяют внимание пациенту меньше, чем положено;
бывают дни, когда их эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы;
часто работают через силу и обычно торопят время, чтобы рабочий день скорее закончился.
Фаза «Истощения» характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. Данная фаза также проявляется в ряде симптомов.
Симптом «эмоциональной отстраненности» является наиболее выраженным в данной фазе, поскольку медицинские сестры считают, что:
работа притупляет эмоции;
на работе руководствуются принципом: не трать нервы, береги здоровье;
работая с пациентом, обычно как бы ставят «экран», защищающий их от чужих страданий и отрицательных эмоций.
По результатам исследования установлено, что синдром эмоционального выгорания сформировался в фазе напряжения у 14,2%, в фазе резистенции у 24,4% и в фазе истощения у 14,2% сотрудников.
Исходя из результатов исследования видно, что наибольший процент формирования СЭВ в фазе резистенции, а это значит фазу истощения можно и нужно профилактировать. Здесь будет уместно применять дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.); обучение техникам релаксации (расслабления), аутогенная тренировка, самовнушение, медитация; умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»; наличие хобби (спорт, культура, природа); поддержание стабильных партнерских, социальных отношений; фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются: создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т. е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства); признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата); обучение руководителей. Медицина – это сфера деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния, и медработники должны успешно преодолевать такие ситуации с наименьшими эмоциональными потерями для себя, должны научиться выдвигать своеобразный барьер психологической защиты, т.к. эмпатия с одной стороны – уровень профессионализма, а с другой – причина профессионального выгорания. Правильно определять ту грань, за которой должен быть барьер психологической защиты медицинский работник должен учиться уже в медицинском колледже. Профилактировать СЭВ нужно при подготовке медицинского работника, формируя у него необходимые профессионально-значимые качества личности [4]. Необходимо помнить, что работа – всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько личной проблемой, сколько проблемой профессии, нужно адекватно относиться к появлению его симптомов и своевременно попытаться вносить коррективы в свою жизнь.
Литература:
Балахонов А.В. и др. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета //вып 3, 2009/ URL: http://med.spbu.ru/archiv/vest/9_3/3_07.pdf (дата обращения 03.02.2017)
Кайбышев В.Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. № 12. С. 21–26.
Чумакова Г.А и др. Синдром выгорания у медицинских работников. // По материалам заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов (АКНОК) Барнаул, 2005г. URL: http://card-cgb.narod.ru/materials/sev.htm (дата обращения 02.02.2017)
Храмцова Е.В., Пшеничнова И.В. Профессионально-значимые личностные качества студентов-медиков // Научный поиск. 2016, №3(21). – С. 27-30