ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС У УЧАЩИХСЯ

Вихарева А.Б. 1, Шатохина И.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время перед современной педагогикой особенно остро стоит проблема повышения интереса учащихся к школьным дисциплинам. Такой интерес возможен при введении нестандартных, нетрадиционных уроков, которые должны стать уроками-праздниками, когда ученикам интересно все, что происходит на уроке, когда они имеют возможность проявить себя, активно участвуют, взаимодействуя в коллективе.

Не отказываясь от традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей, следует придать уроку нестандартные, оригинальные формы для активизации мыслительной деятельности учащихся. Такие формы позволят дополнить старые уроки, внести разнообразие, оживление, которые повышают интерес к уроку и его содержанию, способствуя совершенствованию учебного процесса. Нетрадиционные уроки увлекательны, работоспособность учеников повышается, эффективность урока возрастает [2].

В последнее время все чаще используют понятие «нетрадиционные уроки». Однако собственного определения данное понятие не имеет. Некоторые ученые и педагоги не считают его достаточно научным и предлагают разные варианты, как, например, «нестандартный урок». Однако, большинство исследователей все же используют в своей деятельности термин «нетрадиционный урок».

По мнению И.И. Макарьева, школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках становится возможным вовлечение каждого ученика в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. Нетрадиционные формы работы способствуют интеллектуально пассивному ребенку выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации [3].

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности, урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо быстрее и активнее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов игры гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок «Дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Опыт показывает, что нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Каким способом можно заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Словесные просьбы и убеждения также не всегда могут активизировать мысль ученика. На помощь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра "большая, на весь урок", со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей [1].

На уроках русского языка, учитель может использовать грамматический бой в качестве игровой формы контроля. Закончив изучение темы, учитель предлагает ребятам разделиться на две группы и подготовить к следующему уроку вопросы другой команде. Тут не обойдешься только материалами учебника - нужны справочники, пособия, художественная литература. На следующем уроке начинается "бой". Вопросы необычные, трудные, отвечать на них интересно.

На нетрадиционных уроках, как и на уроках других типов, следует применять разнообразные методы и приемы работы, но исключительная роль здесь принадлежит беседе, которая должна умело чередоваться с работой по настенным картинам, схемам, учебнику. В то же время в последние годы стали популярны нетрадиционные уроки, проводимые в виде викторин, дидактических игр, соревнований и т.д. Это необходимо потому, что младшие школьники быстро утомляются, внимание у них рассеивается, и они отключаются от работы.

По методике проведения нетрадиционные уроки очень сложны. Успешно они проходят в том случае, если учитель с первого урока изучения раздела или темы начинает готовиться к ним: продумает систему формирования знаний; установит строгую последовательность объяснения основных и дополнительных понятий; выберет методы и приемы, средства работы, способствующие организации такой мыслительной деятельности учащихся, которая ведет к самостоятельным выводам [2].

Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, в частности на уроках русского языка.

Список литературы:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – М.: Дидактика Плюс, 2011.

  2. Лакоценина Т.П. , Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки. – М.: Учитель, 2013.

  3. Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. – М.: Юнити-Дана, 2014.

Просмотров работы: 616