Не случайно положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.
Но что, же происходит в реальности на данный момент? Все ли делается государством для сохранения и укрепления данного положения? Какие принимаются меры, законы, поправки для этого?
Так вот, вместо того, чтобы принимать закон, который необходим, мы, наоборот, делаем обратный шаг. В то время, когда весь мир пытается разрешить проблему домашнего насилия, депутаты Государственной Думы Российской Федерации сделали послабление для домашних побоев, совершенных родственниками. Госдума внесла в первом чтении поправку в 116 статью о декриминализации побоев в отношении близких лиц. В законопроекте уточнилось, что теперь уголовную ответственность за побои в семье люди будут нести только в том случае, если до этого они уже были осуждены по аналогичной административной статье. Что же выходит? В законопроекте уточняется, что административное наказание распространяется лишь на первый эпизод побоев — то есть один раз можно поднять руку, ударить близкого (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители) и заплатить за это штраф, а вот во второй раз нужно быть готовым к уголовному преследованию.
Несмотря на то, что в нашей стране нет как такового закона против домашнего насилия, который есть в 143 странах мира, положение с данной проблемой становится, куда еще сложнее. Так как одним из конфликтогенов современного общества является жестокое обращение с детьми, с женщинами наблюдаемое не только в бедных, но и в относительно благополучных семьях. По официальной статистике МВД, в 2013 году от насилия со стороны членов семьи пострадали 38 235 человек, из них почти три четверти — женщины. Если же взять законодательство в том виде, в котором оно еще было с августа без как таковой поправки, то тогда государство хоть как-то брало на себя задачу по защите пострадавших членов семьи, то есть не только пострадавший может инициировать обвинение — это могло делать и государство. Но сейчас, анализируя данное законодательство, данные изменения не подразумевают защиты со стороны государства, если будет повторный акт агрессии.
Также важно понимать, что домашнее насилие — это не разовое преступление, а серийное. И если оно уже началось, то в будущем будет только увеличиваться: домашний агрессор, чувствуя себя безнаказанным, позволяет себе все больше. При этом жертвы домашнего насилия, как правило, не обращаются в правоохранительные органы до тех пор, пока ситуация не будет напрямую угрожать их жизни. Теперь домашний агрессор всего лишь правонарушитель. Как человек, покуривший сигарету в общественном месте. Ну да, это ничуть неприятно, но, в общем, он — добросовестный, добропорядочный гражданин, который ничего ужасного, по сути, не совершал.
В общем говоря, декриминализация – отнюдь не хорошее решение, потому что наличие уголовной ответственности, уголовного наказания служило хоть какой-то мерой защиты людей, подвергавшимся насилию, давало возможность более серьезно относиться к своим действиям. Так как основное, что не останавливает мужчин, которые бьют своих жён, подруг, детей — это безнаказанность. Декриминализация насилия в отношении своих близких приведёт к ещё большей вероятности безнаказанности, которая, к сожалению, будет толкать этих людей к подобным поступкам агрессии в отношении близких людей. Как говорилось ранее, даже прежняя норма Уголовного кодекса работала не в полной мере. Существует необходимость принять специальный закон о профилактике бытового насилия и в целом выстраивать системную работу в этой области.
Список литературы 1. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 37 от 31.07.2015 // Консультант Плюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. 2. Кабанов П.Н. Уголовная ответственность за побои и истязание: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 25 с. 3. Кудрявцев В.Н. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М.: Наука,1982. 4. Сборник по России Сведения о преступлениях, сопряженных с насильственными действиями, а также количество потерпевших по преступлениям данной категории за январь-декабрь 2013г.от 10.04.2014 г. 5. Елинский А. В. Конституционное измерение уголовного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 3. 6. Давыдов В.А. Реформирование институтов Уголовного кодекса РФ: предложения Верховного Суда РФ // Уголовный процесс. 2015. № 9. 7. Швырев Б.А., Кудряшов О.В., Выдрин И.В. Проблема декриминализации побоев // На пути к гражданскому обществу. 2015. № 3.
8. Эргашева З. Э. К вопросу о декриминализации побоев // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. №3(25)
9. Сабанин С. Н., Крюков К. Г. Декриминализация побоев: сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки //Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №2(36)
10. Артюшина О. В. Частичная декриминализация побоев как экономия мер уголовной репрессии // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. №4(26)