ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Мусаткина Е.Б. 1
1ФГБОУ ВПО "УлГПУ им.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Влияние информационных технологий на человека с каждым годом растет. Уже сегодня трудно представить какую-либо деятельность без использования информационных технологий.

Активное формирование и развитие информационной среды способствует ускорению всех процессов в человеческой деятельности. Результатом является возникновение новых требований и определенных условий жизни, к которым человек обязан приспособиться [3, c.23].

Особенно трудно адаптироваться к новым изменяющимся условиям такой возрастной группе, как пожилые люди. Но включение пожилых людей в информационную среду важно как для него самого, так и для общества. Сегодня активно происходит старение населения, только по статистическим данным РФ доля пожилых людей из всего населения за 2016 год составляет 24,8 %. Доля пожилых людей по Ульяновской области за 2015 год составляет 26,8 %.

Основные проблемы пожилых людей связаны с ухудшением здоровья, с финансовыми трудностями и с социальной адаптацией. И одним из решений данных проблем является организация культурно-досуговой деятельности пожилых людей. А именно обучение пожилых людей информационной грамотности. Так по статистическим данным, полученных из социологического исследования, в ходе которого определилась доля активных пользователей сети Интернет (заходят в интернет не реже 1 раза в неделю) за 2015 г. по РФ - доля пожилых людей от 55 до 59 лет составляет 6,4 %, от 60 до 72 – 5,1 %.

Доля пожилых людей, использовавших сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг за октябрь-ноябрь 2015 года составила от55 до 59 – 11,2%, от 60 до 72 – 5,9 % [1, c.26].

Эти статистические данные показывают недостаточную включенность пожилых людей в информационное пространство. И если не решать эту проблему, то пожилые люди окажутся в информационной изоляции, что приведет к усугублению и обострению их проблем социально-психологического и материального характера.

Именно поэтому есть необходимость в формировании у пожилого человека информационной грамотности, и если этого не делать, то пожилой человек не сможет организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит, повысить общий интеллектуальный уровень [2, c.276].

Целью исследования является определение уровня активности пожилых людей в информационной среде через знания использования информационных технологий. На основании проведенного анкетирования с группой пожилых людей на базе деятельности центра активного долголетия «50+..». В анкетировании принимали участие граждане пожилого возраста, из них 75% - женщины и 25% мужчин. Среди анкетируемых наиболее многочисленной группой являются пожилые люди от 65 до 75 лет - 35% и пожилые люди от 55 до 65 лет - 40%, а малочисленной - 25% – старше 75 лет. Наименьшую группу среди респондентов составляют работающие пенсионеры – 15%.

Одним из ключевых вопросов исследования «Считаете ли Вы себя информационно грамотными?» ответили 25% респондентов - да, 75% - нет. Далее рассматриваются результаты ответов респондентов, направленных на выявление у пожилых людей уровня социальной активности в информационном пространстве.

На один из основных вопросов исследования «Пользуетесь ли вы информационными технологиями?» ответили 40% респондентов - да, 60% - нет.

Большинство респондентов на вопрос «Нужно ли вам обучаться информационным технологиям?» 65% - да, 35% - нет. В итоге, на основании результатов этих вопросов образуется вывод: 25 % анкетируемых хотят научиться пользоваться информационными технологиями, так как пользуются информационными технологиями около 40% респондентов, а считают нужным для себя обучаться использованию информационных технологий 65%.

Вопросы о влиянии информационных технологий на жизнь и каково это влияние – положительное или отрицательное – ответы респондентов оказались одинаковыми: 55% считают, что влияют и это влияние положительное, 45% - никак не влияют, а если и влияют, то только отрицательно. То есть мнение респондентов почти в равной степени разделилось наполовину о формировании информационного пространства и своего положения в нем.

На вопрос «Посоветуете ли вы своим знакомым обучаться информационным технологиям?» ответили 60% - да, 40% - нет. Большинство респондентов советует обучаться информационным технологиям, что говорит о том, что большинство пожилых людей признает необходимость изучения и использования информационных технологий.

Так в ходе анализа анкетирования была выявлена такая закономерность, как связь между возрастом и желанием изучать информационные технологии. Пожилые люди старше 75 не считают нужным в своей жизни присутствие и использование информационных технологий, от 55 до 75 пожилые люди или используют информационные технологии (не в полной мере) или хотят научиться.

Вторая часть исследования – результаты анкетирования пожилых людей, которые пользуются информационными технологиями. Вопросы анкетирования направлены на знания респондентов о возможностях использования информационных технологий.

На вопрос «Пользуетесь ли Вы социальными сетями или программами для общения?» респонденты ответили да – 38%, нет – 62 %. Большая часть респондентов не используют социальные сети и программы для общения, что говорит о незнании пожилых людей возможностей сети Интернет.

Вопрос об умении респондентов работать с текстовыми редакторами и мультимедиа показал результаты: умеют пользоваться – 38%, не умеют пользоваться – 8 %, не умеют, но хотят научиться – 25%. Большую часть респондентов составляют пожилые люди, которые умеют или хотят научиться работать с текстовыми редакторами и мультимедиа. То есть большинство пожилых людей имеют активную позицию в отношении освоения и использования информационных технологий.

Вопрос об умении респондентов с помощью информационных технологий находить сведения о государственных порталах показал следующие результаты: умеют пользоваться – 38%, не умеют пользоваться – 50 %, не умеют, но хотят научиться – 12%. То есть результаты данного вопроса свидетельствую о равном соотношении пожилых людей активных и неактивных в информационной среде.

Большинство респондентов на вопрос «Умеете ли Вы записываться на прием к врачу через электронную регистратуру?» ответили: нет – 75% , нет, но хотят научиться – 25%. То есть результатом данного вопроса является то, что большинство пожилых людей не принимает новшества, предлагаемых информационной средой, для формирования более простых и удобных условий для жизни. Хотя наименьшая часть пожилых людей стремится использовать новые возможности информационной среды.

Вопрос об умении респондентов с помощью информационных технологий оплачивать счета показал результаты: умеют пользоваться – 25%, не умеют пользоваться – 38 %, не умеют, но хотят научиться – 37%.

Большая часть пожилых людей (62%) умеют или хотят научиться с помощью информационных технологий оплачивать счета (за коммунальные услуги и т.д.) и меньшая часть респондентов – не умеет и не хотят. То есть стремление пожилых людей к обучению информационных технологий в этом практическом применении возрастает.

Вопрос об умении респондентов пользоваться сайтами интернет-магазинов показал результаты: умеют пользоваться – 12%, не умеют пользоваться – 38%, не умеют, но хотят научиться – 50%.

Половина респондентов хочет научиться пользоваться сайтами интернет-магазинов, чуть меньше половины респондентов не умеют и не хотят пользоваться такой возможностью интернета. Исходя из предыдущего результата вопроса об использовании пожилыми людьми информационных технологий, с целью оплаты счетов, образуется постоянное процентное соотношение активных пожилых людей – 62%.

Таким образом, навыки использования информационных технологий пожилыми людьми в своей деятельности развиты недостаточно, но у большинства пожилых людей присутствует желание научиться пользоваться информационными технологиями.

На основании проведенного исследования, уровень активности пожилых людей в информационном пространстве был определен по критериям соответствующим вопросам анкеты.

Высокий уровень активности пожилых людей заключается в том, что пожилой человек владеет хорошими знаниями и навыками использования информационных технологий активно ими пользуется. И высоким уровнем в нашем исследовании будет считаться, если навыки владения информационных технологий пожилыми людьми, исходя из критериев, будет составлять от 71% до 100%.

Средний уровень активности характеризуется тем, что пожилые люди не очень хорошо освоили информационные технологии или совсем не освоили, но хотят научиться. Так если определять уровень активности пожилых людей по навыкам использования информационных технологий, то исходя из количества критериев, на которые пожилые люди отвечают положительно должно равняться в процентном соотношении от 43% до 71%.

Низкий уровень активности включает в себя нейтральное и негативное отношение пожилых людей к информационным технологиям, а также нежелание пожилых людей изучать информационные технологии. Так уровень активности пожилых людей в использовании информационных технологий будет низким, если по анализу результатов анкетирования, положительные ответы распределены в процентном соотношении – менее 43 %.

Следуя полученным результатам анкетирования, уровень активности пожилых людей в знании и использовании информационных технологий – средний. По результатам анкетирования уровень активности пожилых людей не может быть определен как высокий, так как опрошенные не обладают высоким уровнем знания информационных технологий. Ведь пользуются информационными технологиями только 40 % анкетируемых, а владеют на среднем уровне – 15 %, хотя желают научиться пользоваться или повысить уровень знания информационных технологий около 65 % пожилых людей.

Таким образом, исследование является актуальным, поскольку повышение уровня информационной грамотности пожилых людей влияет на повышение уровня их социальной активности.

Библиографический список

1. Морозова Е. Г. Быть современным есть возможность / Е. Г. Морозова // Социальная работа. – 2009. – № 5. – С. 26–30.

2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с.

3. Штир К. Пожилые в информационном и коммуникационном обществе – новые задачи для Бюро пожилых / К. Штир // Компьютерное образование пожилых: опыт Европы. – СПб.: Питер, 2002. – С. 21.

Просмотров работы: 958