ОБЗОР РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЗОР РОССИЙСКОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Гордовенко Е.В. 1, Телешева Н.Ф. 1
1Сибирский Федеральный Университет ИУБПЭ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из показателей инновационной экономики является развитая фармацевтическая промышленность страны. Так, в 2009 году правительством Российской Федерации была утверждена стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, в которой говорится, что основной целью государственной политики РФ по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития.

Одними из основных задач Стратегии являются:

1. Увеличение обеспеченности населения, учреждений системы жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами отечественного производства, а также лекарственными средствами для лечения редких заболеваний;

2. Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями;

3. Стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств;

5. Осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли;

6. Совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств;

7. Подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами.

В качестве недостатков в программе отмечаются две системные проблемы российской фармацевтической промышленности:

1. Неспособность обеспечивать население Российской Федерации основной номенклатурой современных лекарственных препаратов, весь цикл производства которых находился бы на территории РФ.

2. Низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве ЛС (неспособность обеспечить в «перспективе»). Эта общая проблема российской экономики особенно актуальна для фармацевтического сектора.[1]

В качестве ожидаемых результатов реализации Стратегии предполагается: увеличение доли продукции отечественного производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году и стимулирование организации производства фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации в размере, необходимом для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС.

Проанализируем состояние фармацевтического рынка России к началу 2017 года. По данным, проведенного исследования компанией DSM Group, объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в декабре 2016 г. составил 70,6 млрд. руб., это на 34,8% больше чем в декабре 2015 г. На рисунке 1, показано соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре 2016 г. Как видно из рисунка 1, объемы продаж импортных лекарственных препаратов в стоимостном выражении составляют 70%, что почти в два раза превышает объем продаж отечественных препаратов. Однако, если сравнивать эти показатели по отношению к декабрю 2015 г. присутствие лекарств отечественного производства на коммерческом рынке в стоимостном и в натуральном выражении выросло на 3% и 2% соответственно.

Рис. 1. Соотношение объемов продаж импортных и отечественных ЛП на коммерческом аптечном рынке России в декабре 2016 г., % в стоимостном выражении.

Следует заметить, что по отношению к декабрю 2015 г. структура коммерческого рынка ЛП по происхождению представленных препаратов незначительно изменилась. Увеличилось присутствие лекарств отечественного производства на коммерческом рынке в стоимостном и в натуральном выражении на 3% и 2% соответственно.

В декабре 2016 г. на аптечном рынке России присутствовало 980 фирм производителей лекарственных препаратов. ТОП-10 корпораций-производителей по объему продаж представлен в таблице 1.

Таблица 1

ТОП-10 корпораций-производителей по объему продаж лекарственных препаратов по доле в аптечных продажах в России (в стоимостном выражении) в ноябре-декабре 2016 г.

Рейтинг

Корпорация

производитель

Доля от стоимостного объема продаж, руб., %

Доля от натурального объема продаж, руб., %

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

1

1

BAYER

5,0

4,7

1,5

1,4

2

2

SANOFI

4,4

4,2

1,9

1,9

3

3

NOVARTIS

4,3

4,2

2,4

2,3

4

4

ОТИСИФАРМ

3,4

3,5

3,2

3,1

9

5

GLAXOSMITHKLINE

2,7

3,1

1,7

1,9

6

6

SERVIER

3,0

2,9

1,5

1,4

7

7

STADA

2,8

2,8

3,7

3,7

5

8

TAKEDA

3,1

2,7

2,1

1,9

8

9

TEVA

2,8

2,7

2,4

2,3

10

10

BERLIN-CHEMIE

2,7

2,6

1,8

1,7

Общая доля ТОП 10

34,2

33,5

22,2

21,6

Состав ТОП-10 компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке лекарственных препаратов, в декабре 2016 г. по сравнению с ноябрем значительно не изменился. Корпорация Glaxosmithkline смогла подняться в рейтинге с 9 строчки на 5. Неизменными лидерами остались компании Bayer, Safoni и Novatis, которые занимают первое, второе и третье место соответственно. Компания Bayer остается в декабре 2016 г. на лидирующей позиции, увеличив стоимостные объемы продаж за месяц на 22,5%. Анализ данных таблицы 1, свидетельствует о преобладании иностранных компаний на рынке лекарственных препаратов России. Однако, необходимо заметить перемещение занявшей шестое место в декабре 2015 г. российской компании «Отисифарм» на четвертую строчку рейтинга. Также следует заметить, что все компании, входящие в ТОП-10 производителей коммерческого рынка лекарственных препаратов, в декабре 2016 года увеличили объемы продаж относительно аналогичного периода предыдущего года. Максимальные приросты объемов аптечной реализации лекарственных препаратов продемонстрировали «Отисифарм» и Stada, спрос на препараты которых вырос по сравнению с декабрем 2015 г. на 53,6% и 53,2% соответственно.

Таким образом, можно сделать вывод, что ситуация на фармацевтическом рынке России постепенно меняется в сторону увеличения роста российских производителей, что в первую очередь связано с принятием Федеральной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», которая оказывает огромное влияние на становление отечественного фармацевтического рынка.

Литература

  1. Стратегия развития фармацевтической промышленности российской федерации на период до 2020 года.

  2. Фармацевтический рынок России. Аналитический сборник компании DSM groop.

Просмотров работы: 1399