СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Григорян Ф.Ф. 1
1Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» Кафедра Профессионального обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: Нормативно-правовые аспекты российской образовательной системы служат базой для современной тенденции к гуманизации образования, формирования персональных образовательных траекторий. К сожалению, академическая литература не дает полного ответа на вопросы о сути определения «индивидуальная образовательная траектория» и о возможности ее внедрения на практике. Данная работа призвана описать понятие персональной траектории обучения с точки зрения стиля обучения каждого ученика, основанного на его способностях и стремлениях. В ней рассматриваются аспекты совместной работы ученика и преподавателя, а также некоторые сопутствующие тематике тезисы. Приводятся примеры практического подхода сильнейших преподавателей к вариативности и персонализации сегодняшней системы образования. Дополнительно анализируются персональные планы обучения и программы стандартов второго поколения, определяются важнейшие направления осуществления на практике индивидуальных траекторий обучения.

Ключевые слова: Индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная траектория развития, деятельностный подход.

Annotation: Legal Aspects of the Russian educational system are the basis for the modern trend towards the humanization of education, the formation of personal educational trajectories. Unfortunately, academic literature does not provide a complete answer to questions about the essence of the definition of “individual educational trajectory” and the possibility of its implementation in practice. This paper aims to describe the concept of personalized learning paths in terms of the learning style of each student based on his abilities and aspirations. It discusses aspects of collaborative student and teacher, as well as some related theses topics. Examples of practical approach of the strongest teachers to variability and personalization of today’s education system. Additionally, analysis of personal learning plans and standards of the second generation of the program are determined by the direction of the most important in the individual trajectories of training practice.

Key words: Individual educational trajectory, individual educational route, individual development trajectory, activity approach.

В качестве концепции внедрения (ФГОС) предусматривается организация системы запланированных результатов учебного процесса. Иными словами, необходим деятельностный подход, предусматривающий постоянный контроль уровня развития учеников, и основанный на полученных данных прогноз его дальнейшего прогресса. Таким образом становится возможным формирование стимулирующей индивидуальность образовательной среды. Педагог получает данные о наиболее перспективных образовательных траекториях, охватывающих все зоны персонального развития учащегося.

Система запланированных результатов, по мнению педагогов-приверженцев основной школы, обладает большим потенциалом для внедрения на практике обучающих программ, разработанных на базе персональных траекторий обучения, имеющих конечной целью развитие личности каждого ребенка. В том числе – одаренных учеников, детей с ограниченными возможностями и инвалидов [1]. Неоднородность, наличие различных вариантов обучения рекомендуются Ш.А. Амонашвили [2], А.Г. Асмоловым и другими педагогами.

Важнейшими аспектами планирования Б.С. Гершунский считает трактование проистекающих перемен в образовательной системе не с точки зрения жестких образовательных рамок, не позволяющих учащемуся самостоятельно выбирать траекторию своего обучения, а с точки зрения вариативности направлений, обеспечивающих полное сознательное удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов учащегося [4, 50]. А.Г. Асмолов считает вариативность образования главным способом расширения потенциала развития личности и осознанного выбора жизненного пути [3, 27].

Гуманистический образовательный подход в первую очередь предусматривает обучение, ориентированное на личность. Одной из главных характеристик такого обучения является вариативность. В свою очередь вариативность характеризуется внедрением индивидуальных (персональных) образовательных траекторий (траекторий развития, образовательных маршрутов, персонифицированного обучения). И.С. Якиманская, внедрившая термин индивидуальной траектории развития, определила в качестве ее основы следующие направления.

  1. Учащийся способен гибко приспосабливаться к требованиям педагога или другого взрослого человека.

  2. Ребенок проявляет креативный подход к этим требованиям, и в этой связи, опираясь на собственный опыт и знания, действует известными ему способами для решения задачи.

Главным результатом самостоятельного определения траектории образования учащимся И.С. Якиманская считает возникновение устойчивого направления движения к самореализации и саморазвитию [5, 70].

Исследованию взаимосвязи индивидуального образовательного маршрута и образовательной программы посвятили свои работы Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова. Цель образовательных программ – достижение определенного уровня образованности учениками. Образовательные траектории, траектории развития, образовательные маршруты, персонифицированное обучение – тезисы, предусматривающие направленность на разные личностные качества школьников, вне зависимости от способа и формы процесса обучения. Каждый учащийся строит персональную траекторию обучения, исходя из особенностей собственной личности.

В литературе можно встретить два подхода к определению таких особенностей личности. Помимо распространенного трактования качеств личности как дарований, потенциала и интересов ребенка, некоторые авторы выделяют в качестве таковых особенностей способ мышления и восприятие информации в процессе обучения. О.А. Абдуллина, А.А. Плигин акцентируют внимание на полимодальности обучения – восприятии учащимся информации в визуальном, кинетическом или аудиальном виде, и необходимости определения педагогом в этой связи потребностей учащегося, а соответственно – и выстраивании индивидуальной траектории развития [6].

Создатель инновационной эвристической методики А.В. Хуторской характеризует персонифицированное обучение, как единственно возможный способ реализации потенциала личности учащегося [7]. Методика А.В. Хуторского ставит перед собой задачу стимулирования учащихся к разработке персональной обучающей программы на базе общечеловеческих достижений. В этой связи автор говорит о существовании пяти этапов работы школьника в процессе обучения: цели – план – деятельность – рефлексия – сравнение результата с исходными целями – самооценка. Непосредственный маршрут этих этапов, или персональный образовательный маршрут (траектория) может рассматриваться как деятельность ученика в соответствии с его возможностями, интересами, мотивацией, направленная на достижение поставленных самим учащимся целей – об этом говорит в своих трудах Н.Н. Суртаева [8, 13]. Школа В.С. Мерлина – Е.А. Климова определяет индивидуальный стиль деятельности как характерные особенности деятельности, предопределенные особенностями личности человека [9]. Таким образом, разнообразие образовательных программ стимулирует предпочтение персональных маршрутов обучения, соответствующих личностным качествам учеников, запросам и потенциалам их личности. Запросы личности иначе можно трактовать как мотивацию, возможности – как способности к усвоению учебной информации (выраженные в субъективных и объективных факторах). Учитывая, что мотивация определяется целями, интересами и мотивами, можно описать индивидуальные траектории обучения как стиль деятельности ученика, находящийся в зависимости от его мотивов, целей, способностей к обучению, и умения работать под руководством и в сотрудничестве с преподавателем.

На основе исследований научных трудов можно выделить несколько путей практического внедрения индивидуальных траекторий обучения. Это процессуальный путь, содержательный и деятельностный, что наглядно представлено на схеме.

Рисунок 1. Направления реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся

Рассмотрим каждый из перечисленных путей внедрения индивидуальных траекторий обучения.

Направление на организационные особенности процесса обучения определяет процессуальный путь. Под важнейшими организационными аспектами подразумевается масштаб индивидуальных траекторий обучения. Таковым может быть внедрение программ на базе отдельной школы, класса, параллели классов или области образования. Последний вариант встречается чаще других, однако имеются прецеденты общешкольных масштабов, как это практикуется в рамках образовательной модели А.М. Гольдина «Школа-парк». Свободный тип обучения, в соответствии с накопленным на сегодняшний день опытом, демонстрирует радикальную смену взаимоотношений между педагогами и учениками в направлении совместной аналитической деятельности по вопросам процесса обучения. Иными словами, наблюдается равноправное сотрудничество тьютора (педагога) и ученика, в рамках принципиально новой модели отношений «субъект-субъектные», характеризующееся большой творческой составляющей.

Содержательный путь по определению подразумевает направленность на содержание обучающего процесса, соответствующее уровню интересов и способностей учащегося. Важнейшей особенностью образования стандарта второго поколения является построение процесса обучения на основе средств и методов, стимулирующих избирательность ученика. С этой целью программы образования разрабатываются в индивидуальном порядке. По мнению Э.И. Сундуковой [10], Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казаковой [11], программы образования определяются как персональный путь обучения ученика (его индивидуальный маршрут), как возможность достижения им (учеником) определенного данным индивидуальным маршрутом уровня образования. Согласно А.П. Тряпицыной, программа образования – не что иное, как опыт управленческой и организационной деятельности, помогающий определять условия возможности достижения учениками разного уровня потребностей и способностей соответствующего образовательного стандарта, а, следовательно – воплотить на практике принцип личностной ориентации образования [12]. Разработкой таких программ занимаются педагоги, ученики же принимают непосредственное участие в их коррекции в тесном взаимодействии с преподавателями. Программы образования оформляются документально, как и сама система образования. Документы описывают принципы построения процессов обучения в рамках системы образования. Разработка программ образования основывается на определенных данных:

- специфике развития ученика;

- его предметных интересах;

- зрелости на школьном уровне;

- уровне образования;

- состоянии здоровья, режиме работы и так далее.

В процессе обучения важно корректировать программу образования в индивидуальном направлении постоянно – на каждом этапе. Таким образом, возможно, достичь конечной цели – уровня, соответствующего потенциалу личности ученика. Один из способов – переход на профильное обучение, которое описывает И.В. Картополова [13]. Опыт основан на трехмодульном процессе образования: профильное обучение, элективные курсы и внеклассные занятия.

Использование в обучающем процессе современных IT-технологий, педагогических технологий подразумевает деятельностный путь практического внедрения индивидуальных траекторий обучения. В частности, при разработке планов учебной деятельности должны использоваться только новейшие учебно-методические комплексы. С их помощью учащиеся способны к самостоятельному обучению, руководствуясь субъективным опытом, что стимулирует субъектность, или умение ставить и достигать цели [14]. Что касается непосредственно процесса планирования, то он выступает необходимым условием внедрения современных образовательных технологий. В новейших учебно-методических комплексах должны быть учтены все важнейшие факторы: общегосударственные стандарты и нормы, индивидуальные личностные качества и потребности.

При реализации подхода моделирования образовательной программы существует потенциал ее своевременной корректировки в соответствии с возникающими проблемами любого плана – как личностного, так и профессионального. С.И. Поздеева утверждает, что Федеральные образовательные стандарты в некоторой степени противодействуют практическому использованию новейших технологий образования [15]. А между тем они (технологии) выступают важнейшим условием получения метапредметного результата. Современный педагог обязан не просто использовать существующие технологии, но и проявлять творческие способности, создавая собственные, уникальные методики. Именно тогда, в тесном взаимодействии с учащимся, ему удастся не просто внедрить индивидуальную образовательную траекторию, но и создать необходимые условия для личностного роста и развития его учеников.

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011.

  2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М., 2008.

  3. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность // Магистр. 2010. №1. С. 23-27.

  4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 2012.

  5. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 2009. №2. С. 64-67.

  6. Абдуллина О.А., Плигин А.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски // Наука и школа. 2011. №4. С. 34-36.

  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

  8. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. 2006. №7. С. 13-17.

  9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 2001.

  10. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999.

  11. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха: Методические материалы к обучающим семинарам. СПб, 2007.

  12. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.1. /Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб. 2008.

  13. Картополова И.В. Построение индивидуальной образовательной траектории в условиях профильной школы // Вестник НГУ. Серия: Педагогика. 2008. Том 9. Выпуск 1. С. 57-61.

  14. Рапопорт А.Д. Учебно-методический комплекс нового поколения как средство развития субъектной позиции учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2012.

  15. Поздеева С.И. Потенциал взаимодействия школы и вуза в реализации нового ФГОС начального общего образования // Вестник ТГУ. 2012. №2. С. 179-181.

Просмотров работы: 603