АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Галиев А.Н. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Галимов А.Н.

Дагестанский государственный университет

Махачкала, Дагестан, Россия

G-mail:[email protected]

BREAK-EVEN ANALYSIS OF THE ENTERPRISE

Galimov A. N.

DagestanstateUniversity

Makhachkala, Dagestan, Russia

G-mail: [email protected]

Чтобы не допустить банкротства и выжить в нынешних условиях когда значительно возрос уровень конкуренции и можно наблюдать колоссальную захламленность рынка различного рода товарами, предприятию просто необходимо эффективно планировать свою финансовую деятельность и рассчитывать какой объем выпуска продукции осуществлять в плановом году и по каким ценам его реализовывать, что бы максимально повысить возможную прибыль. Конечно ни одной фирме этого не будет достаточно, ведь она как система подразумевает не только производственную, управленческую, сбытовую и другие части правильно построенного бизнеса, но и правильное управление финансовыми результатами, а именно достижения своего рода точки опоры при котором предприятие не уйдет в убыток. Именно о том как рассчитать прибыль в плановом периоде, определить затраты и вычислить возможный доход и не стать убыточным производством мы сейчас поговорим.

Частью успешного финансового управления является – анализ точки безубыточности или как его еще называют критический объем производства.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли) и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж, и зона безопасности предприятия являются основными показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия. [3, c. 438]

Данный показатель использует на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Анализ безубыточности проводится, чтобы руководитель смог понять взаимосвязь между объемом производства, прибылью и издержками на короткий промежуток времени. Особенно важным в такого рода анализе являет собой точка безубыточности (критический объем производства, порог рентабельности)

Точка безубыточности – это такой объем производства при котором предприятие еще не получает прибыль, но ее выручки уже хватает чтобы покрыть постоянные и переменные издержки.

Точка безубыточности является критерием эффективности организации. Организация, не достигающая точки безубыточности, действует не эффективно, что может привести к банкротству.

Вычисление точки безубыточности дает значительный объем полезной информации для руководителя, который в состоянии сразу увидеть — будет ли проект прибыльным и каков примерный уровень риска.

Если выручка предприятия больше чем пороговое значение, которое соответствует точке безубыточности, то оно получает дополнительную денежную массу в размере прибыли. Этой прибылью является разница между фактической выручкой и выручкой соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, какой запас финансовой прочности имеет предприятие.

Любой анализ точки безубыточности прежде всего начинается с распределения совокупных издержек на переменные и постоянные.

-переменные затраты изменяются пропорционально объёму производства

-постоянные же остаются стабильными при изменении объёма производства

К переменным издержкам относятся:

• прямые материальные затраты;

• топливо и энергия на технологические цели;

• заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями;

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и ряд других производственных расходов;

• другие общепроизводственные расходы.

К постоянным издержкам относятся:

• административные и управленческие расходы;

• амортизационные отчисления;

• расходы по сбыту и реализации продукции;

• расходы по исследованию рынка;

• другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. [2, с. 59]

Очень важно помнить, что постоянные и переменные издержки не могут быть полностью определены для всех предприятий и даже по конкретному предприятию, а должны уточняться и пересматриваться исходя из меняющихся условий.

Стоит так же отметить что абсолютно постоянных издержек не существует, в связи с тем, что происходит постоянный рост цен за арендную плату, стоимость электроэнергии и других услуг ЖКХ, или к примеру изменение заработной платы руководящего звена.

Объем реализации услуг

Переменные затраты

Постоянные затраты

Суммарные

На единицу продукции

   

Растет

Увеличиваются

Неизменны

Неизменны

Уменьшаются

Падает

Уменьшаются

Неизменны

Неизменны

Увеличиваются

Таблица 1. Поведение постоянных и переменных затрат. [1, с. 1261]

Для расчета минимального значения цены за единицу продукции при помощи которой мы сможем покрыть точку безубыточности, нам понадобятся следующие формулы (денежное выражение):

Где, Ц- цена товара за единицу продукции

ПоЗ – постоянные затраты

ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции

Хп – количество произведенной продукции (плановой)

На основе данных о количестве произведенной продукции(плановой) и том сколько составляют постоянные и переменные издержки, мы можем рассчитать какое минимальное значение цены за единицу товара стоит установить предприятию чтобы достичь точки безубыточности. Стоит отметить что при увеличении цены на пару пунктиков мы получим прибыль преодолев точку безубыточности.

При расчете критического объема продаж необходимо использовать следующую формулу (в натуральных величинах)

Данный показатель позволит определить какое минимальное количество товаров нужно будет реализовать, дабы предприятие не перешло в стадию безубыточного производства и какой размер прибыли получит предприятие за каждое дополнительное изготовленное и в процессе проданное изделие.

Используя один из этих методов предприятие способно рассчитать какую цену им стоит установить на свой товар и какую прибыль цена повлечет за собой, либо же какое количество товара необходимо реализовать, чтобы преодолеть порог рентабельности (точку безубыточности) при существующей цене.

Существуют основные ограничения расчета точки безубыточности:

- она наилучшим образом подходит для анализа одного продукта

- потенциальные трудности с распределением расходов на постоянные и переменные и их классификацией

- может сохраниться привычка использовать анализ безубыточности и после изменения функций доходов и расходов.

- точка безубыточности это показатель не учитывающий налоговые выплаты

К анализу безубыточности целесообразно обращаться в следующих ситуациях:

1. При создании нового предприятия.

2. Анализируя производственные; и маркетинговые стратегии.

3. Принятие комплекса решений, связанных с внедрением нового продукта.

4 Модернизация производственных мощностей.

5.Изучение последствий снятия/постановки изделий на производства

6. Изменение объема производства и/или номенклатуры выпускаемых изделий [4]

Важнейший показатель вытекающий из расчета точки безубыточности является запас финансовой прочности предприятия (кромка безопасности). Он так же рассчитывается в натуральных и денежных величинах.

Формула запаса финансовой прочности в денежных показателях:

Где ЗПд – запас финансовой прочности в денежном выражении

В – выручка

ТБд – точка безубыточности в денежном выражении

Формула запаса финансовой прочности в натуральных величинах

ЗПн – запас финансовой прочности в натуральных величинах

ТБн – точка безубыточности в натуральных величинах

Хф – количество произведенной продукции(фактической)

В отличие от точки безубыточности запас финансовой прочности более объективная величина. К примеру точка безубыточности маленького магазина и гипермаркета могут отличаться в тысячи раз, но вот запас финансовой прочности более относительный показатель и только он покажет какое предприятие более устойчиво.

Отметим, что эти два показателя позволят рассчитать вашему предприятию не чистую прибыль, а прибыль валовую.

Подытожив все вышесказанное можно предположить:

Во-первых точка безубыточности тот показатель который поможет вам грамотно сформировать ценовую политику в условиях ограниченного объема производства, либо же ограниченной конъектуры рынка. А так же показатель учитывая который вы всегда будете знать когда перейдете в раздел убыточного предприятия. Начиная производство необходимо точно знать какого объема продаж вам стоит достичь с тем чтобы окупить вложенные средства.

Во-вторых кромка безопасности или запас финансовой прочности это тот показатель который покажет вам и вашим акционерам, что ваше предприятие прочно стоит на ногах и готова покорять новые горизонты.

Список используемой литературы:

1. Габуева Л.А., Кадыров Ф.Н., Шипова В.М. справочник экономиста учреждения здравоохранения – Москва: ООО «ГРАНТЪ» 2003. – 1261с

2. ГЕРАСИМОВ Б.И., КОНОВАЛОВА Т.М., СПИРИДОНОВ С.П. САТАЛКИНА Н.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 59с

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 7-е изд., перераб. и допол. – Минск: ООО «Новое знание», 2005. – 438с.

Просмотров работы: 542