Структура бюджетных доходов формируется и утверждается органами государственной власти. Так, в Российской Федерации она реализуется Бюджетным кодексом (гл. 4, ст. 20) и входит составной частью в бюджетную классификацию. В Германии, например, относящейся к числу наиболее конкурентных и развитых стран мира, структура бюджетных доходов закреплена в Положении о федеральном бюджете.
Сопоставление структур бюджетных доходов России и Германии показывает высокую степень их унифицированности. Укрупненные структуры бюджетных доходов этих стран представлены в табл. 2.
Вместе с тем структура бюджетных доходов каждой страны отражает особенности ее экономики. Эти особенности многообразны. К основным особенностям российской экономики относятся ее преимущественная ориентация на экспорт углеводородов и импорт потребительских товаров, слабое развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью и финансового рынка.1
С этих позиций целесообразно провести сравнение налоговых поступлений Германии и России в Федеральный бюджет.
Таблица 2- Укрупненная структура доходов федеральных бюджетов России и Германии по состоянию на 2016г.
Группы бюджетных доходов |
Основные бюджетные доходы |
|
Россия |
Германия |
|
I. Налоговые поступления |
- НДС. - Акцизы. - Налог на прибыль организаций. - Налог на добычу полезных ископаемых. - Водный налог. - Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов |
- НДС. - Акцизы. - Налог на движение капитала. - Подоходный налог. - Таможенные пошлины. - Налог на доход от страховой деятельности. - Вексельный налог. - Солидарный налог |
II. Неналоговые поступления |
- Таможенные пошлины и сборы. - Доходы от продажи государственного имущества. - Доходы от использования государственного имущества. - Часть прибыли унитарных предприятий. - Лицензионные сборы. - Плата за использование лесных и водных ресурсов |
- Доходы от продажи государственного имущества. - Дополнительные сборы к подоходному налогу и к налогу с корпораций. - Сборы в рамках ЕС |
По данным Федерального казначейства, доходы расширенного бюджета в январе-июле 2016 года составили 14933 млрд. рублей или 32,9% ВВП по сравнению с 34,7 % ВВП в предыдущем году.
Расходы расширенного бюджета составили 15784 млрд рублей или 34,7% ВВП по сравнению с 36,5% ВВП в предыдущем году. Таким образом, кассовый дефицит расширенного бюджета составил в январе-июле 2016 года 851 млрд рублей или 1,9% ВВП по сравнению с 1,8% ВВП в январе-июле 2015 года.
Доходы консолидированного бюджета за январь-июль 2016 года составили 11656 млрд рублей или 25,7% ВВП по сравнению с 28,0% ВВП в предыдущем году.
По предварительным данным, доходы федерального бюджета в январе-августе 2016 года оказались на 2,2 п.п. ВВП ниже поступлений в январе-августе 2015 года, опустившись до уровня в 15,5% ВВП.
В номинальном выражении доходы федерального бюджета за восемь месяцев текущего года составили 8143 млрд руб., что существенно - на 9% - ниже поступлений января-августа 2015 года.
Налоговые поступления в бюджет в Германии выросли на 3,1 процента в октябре в годовом исчислении до 40,3 миллиарда евро, и повысились на 3,0 процента до 469,2 миллиарда евро за первые 10 месяцев 2016 года.
Немецкое правительство ожидает, что налоговые поступления ускорятся в последние два месяца 2016 года, в результате чего их сумма увеличится за год на 3,5 процента до 590,3 миллиарда евро.
Поступления от подоходного налога повысились в октябре на 6,5 процента в годовом исчислении и на 6,2 процента в первые 10 месяцев года благодаря растущему уровню зарплат и увеличению количества работающих людей. Работодатели создавали в среднем по 6.000 новых рабочих мест в месяц в период с июля по октябрь.
В 2016 году экспорт из Германии вырос на 1,2% - до 1 трлн 207,5 млрд евро, импорт увеличился на 0,6% и составил 954,6 млрд евро, свидетельствуют данные Федерального статистического управления Германии (Destatis).
Внешнеторговый профицит за прошлый год составил рекордные 252,9 млрд евро, что на 3,5% больше аналогичного показателя за 2015 год.
Экспорт с государствами членами ЕС увеличился на 2,2% - до 707,9 млрд евро, импорт вырос на 1,8%, составив 632,5 млрд евро. Профицит внешней торговли со странами ЕС зафиксирован на уровне 75,4 млрд евро.
В декабре 2016 года экспорт из Германии составил 97,4 млрд евро, что на 6,3% больше, чем в декабре 2015 года. Однако по сравнению с ноябрем, когда этот показатель достигал исторического максимума, экспорт с исключением сезонного и календарного фактора снизился на 3,3%
Импорт увеличился в годовом выражении на 7,4% и составил 78,7 млрд евро. С исключением сезонного и календарного фактора импорт почти не изменился.
Положительное сальдо внешней торговли в позапрошлом месяце снизилось до 18,7 млрд евро с 22,7 млрд евро месяцем ранее. По сравнению декабрем 2015 года профицит внешней торговли увеличился на 1,6%.
Обе страны стараются поддерживать баланс и стремиться к улучшению экономического положения страны. Мы наблюдаем положительную динамику, что поддерживается устойчивым ростом от налоговых поступлений в Федеральные бюджеты обеих стран.
1 Филипчук О.А. Увеличение доходов федерального бюджета Российской Федерации за счет изменений в налоговой политике // Вестник академии. 2014. № 4. – С.33