Туризм всегда был, есть и будет являться актуальной темой для различного рода исследований и дискуссий, так как туризм имеет довольно длительную историю. Люди с древних времен путешествовали по миру, открывали и исследовали новые территории во всех частях света, совершали кругосветные путешествия и наглядно изучали мир и различные культуры, окружающие их, вследствие чего узнавали новую информацию, делали выводы и познавали себя, как часть этого мира.
В современном мире, туризм обретает более массовый характер. Появляются различные виды и цели туризма. В основном, туристические поездки стали рекреационного и ознакомительного характера.
Туристом называют - «посетителя», т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте»
Постепенно у туристов стали появляться наиболее излюбленные места, вследствие этого стали составляться рейтинги наиболее популярных стран для туризма, а также появился туристический рынок. Объект исследования – международный туризм. Предмет исследования – тенденции и динамика развития международного туризма.
Цели исследования – показать динамику развития международного туризма по показателю число прибытий туристов: региональные аспекты.
Глава 1. Особенности международного туризма и перспективы его развития
Роль международного туризма в экономике стран мира
Туризм – это форма миграции населения, не связанная с переездом или сменой места работы.
Термин "туризм" включает в себя различные типы и формы поездок. Они могут быть классифицированы по различным критериям, которые можно отличить от демографических поведенческих критериев.
Существуют различные классификации:
1) по мотивации (например, культурный и образовательный туризм, природный туризм, спортивный туризм и т.д.);
2) по продолжительности, форме организации (физического лица туроператора);
3) по количеству участников (масса эксклюзивного туризма);
4) по месту назначения, расстоянию, транспорту, происхождению туристов (иностранцев внутренний туризм, проживание, возраст, семейное положение и время в пути).
Исходя из всего вышесказанного, можно полагать, что сегодня существуют множество различных видов международного туризма, но кроме этого, существуют две неотъемлемые формы международного туризма – это въездной и выездной туризм. Эти формы туризма можно определить, как поток туристов въезжающих в страну и выезжающих соответственно, то есть – это определенное направление потока людей с туристическими целями.
Для туристических стран, туризм занимает немаловажное место в экономической системе этой страны. Чтобы лучше разобраться о влиянии туризма на экономику, рассмотрим схему Александровой А.Ю. «Туризм как экономическая система». В данной схеме представлено движение денежных средств.
Рис. 1. «Туризм как экономическая система».
Источник: Александрова А. Ю. Международный туризм /. — 1-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2002. — 470с.
В левой части показаны посетители, мы рассмотрим их в качестве покупателей, которые предъявляют спрос в туризме. Каждый из них, в зависимости от обстоятельств пытается удовлетворять свои потребности, связанные, например, с денежным аспектом или же cпотребностью в определенном виде отдыха. Когда турист производит оплату за туристические услуги, таким образом, он выражает свой спрос на эти услуги и в дальнейшем помогает развиваться туризму.
В правой же части мы видим продавцов, то есть тех, кто производит для нас услуги и предоставляет различные предложения в туристической направленности. Преобразовывая ранее приобретенную ресурсную базу, производители товаров осуществляют процесс реализации полученных благ для покупателей, конечно же, получая за свою деятельность доход от продаж. Когда товары и услуги прошли последнюю стадию – потребительную, данный кругооборот экономической системы туризма – заканчивается, а за ним уже следует другой, новый кругооборот, где уже используются произведенные ранее факторы, использующиеся повторно с добавлением новопроизведенных товаров и услуг.
Государственная структура, непременно, участвует в данном кругообороте, ведь в экономической системе туризма существует множество аспектов, нуждающихся в поддержке государства. Например, такие как: расширение отрасли туризма, реализация крупных проектов, обустройство комплексов для рекреационного отдыха, а также новых курортных территорий, что требует немало вложений.
Повышения спроса услуг у туристов способствует росту объемов производственного процесса в экономике данной отрасли, что говорит об активной экономической деятельности. И, конечно же, остальные отрасли по цепочке подхватывают импульс активизации, благодаря которым, в данных отраслях начинают взаимодействовать различные инвестиционные процессы, также появляются места для работников, производство работает на новом, более высоком уровне, и, как следствие, экономические составляющие данной отрасли многократно увеличиваются, особенно это касается прибыльности. И государство получает с этой прибыли определенный налог. А также, государственные запасы увеличиваются с помощью таможенных пошлин за импорт. И эти же средства снова поступают в финансы туристических программ, на улучшение квалификации рабочих, социальные туристические программы и прочее.
Желание получить прибыль приводит к стремлению государства и инвесторов капитально преобразовывать туристическую деятельность, с целью оптимизации производственного процесса, максимизации доходов и минимизации различного рода издержек. Интересы в получении прибыли приводят инвесторов к выводу о том, что необходимо искать самые лучшие условия кредитования. И с этой же целью, они стремятся выйти на международный, зарубежный туристический рынок, играя роль уже экспортера капиталов.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что туризм может рассматриваться как рыночная система.
«Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой). Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83%стран туризм является одним из пяти основных источников дохода»1.
Обратимся к работе Квартального В.А. «Туризм». Автор довольно подробно рассказывает нам о том, какое же влияние оказывает туризм на экономику страны. Благодаря туризму:
- повышается локальный доход;
- появляются новые рабочие места;
- динамично развиваются все отрасли туристической направленности;
-активно развивается инфраструктура в социальной и производственной сферах;
-активно развивается инфраструктура в социальной и производственной сферах; - происходит развитие культуры, а также местных народных промыслов; - повышается уровень жизни населения; - увеличиваются поступления в казну.
Факторы, влияющие на развитие туризма
Основные факторы развития туризма:
1. Факторы окружающей среды.
Хороший климат - это одно из важнейших особенностей привлекательности для большинства туристических мест. Приятный и теплый климат с достатком солнечного света привлекает туристов, которые приезжают из умеренных и холодных регионов.
Красивые пейзажи: особенно популярны туристические места с наличием красивых пейзажей (горы, реки, моря, океаны, водопады, озера, длинные морские пляжи и так далее).
2. Социально – экономические факторы.
Важнейшие социально-экономические факторы, влияющие на развитие туризма:
доступность;
размещение;
инфраструктура (насколько хорошо в стране поддерживается туристическая деятельность);
дополнительные услуги (наличие телекоммуникационных соединений, больниц, страхования).
3. Факторы, связанные с историей и культурой.
Многих туристов привлекают места исторического значения, особенно те, которые имеют богатое культурное наследия. Люди любят исследовать такие места, где есть древние памятники, великолепные форты, замки и дворцы прежних царей и цариц и многое другое.
4. Религиозные факторы.
Люди часто делают паломнические путешествия к местам религиозного значения, пытаясь погрузиться в собственный внутренний мир, получить благословение своих любимых божеств и гуру. Различные культы, верования и чувства людей вносят свой вклад в привлекательность туризма в святых местах.
5. Другие факторы.
Иногда другие факторы также способствуют росту туризма в неожиданных местах. Такие как: научно-исследовательская деятельность, исследование глубоких морей и пещер, геологические исследования водогрейных источников и гейзеров, сейсмический анализ действующих вулканов, исследование паранормальной деятельности в заброшенных городах-призраках, исследование мест падения метеорита и многое другое.
Факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы:
«статичные, имеющие неизменное во времени значение. В эту группу в первую очередь входит рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов;
динамичные — политические, социально-демографические, финансово-экономические, материально-технические»2
В странах, на которые направлены основные потоки людей, туризм занимает одно из основных мест среди ведущих отраслей данной страны. Как самые основные факторы развития туризма хотелось бы отметить факторы географического положения и природных условий, а также, наличие достопримечательностей. Именно данные факторы влияют на рост потока туристов.
Перспективы развития международного туризма (по странам).
На сегодняшний день, туризм является довольно перспективной отраслью хозяйствования. Хотелось бы предоставить таблицы, представленные Всемирной туристической организацией (ВТО).
На сегодняшний день, туризм является довольно перспективной отраслью хозяйствования. Хотелось бы предоставить таблицы, представленные Всемирной туристической организацией (ВТО).
Таблица 1. Темпы роста международных поездок за период 1985-2010 гг. Среднегодичный процент изменения4
Регионы – поставщики туристов |
1985-1995 гг. |
1995-2000 гг. |
2000-2005 гг. |
2005-2010 гг. |
Европа, включая Средиземноморье |
5,3 |
1,7 |
3,5 |
4,3 |
Северная Америка |
3,6 |
6,7 |
5,1 |
5,0 |
Центральная и Южная Америка |
5,1 |
6,5 |
7,1 |
6,3 |
Юго-Восточная Азия |
10,1 |
7,9 |
5,8 |
4,8 |
Дальний Восток |
13,9 |
8,6 |
6,9 |
8,2 |
Австралия / Южная Африка |
5,6 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
Остальные страны |
7,0 |
3,5 |
4,3 |
3,7 |
Таблица 2. Прогноз самых популярных туристических направлений к 2020 г.3
Страна |
Количество туристических прибытий, млн |
Доля на мировом туристском рынке, % |
Динамика роста 1995 – 2020 гг., % |
Китай |
137,1 |
8,6 |
8,0 |
США |
102,4 |
6,4 |
3,5 |
Франция |
93,3 |
5,8 |
1,8 |
Испания |
71,0 |
4,4 |
2,4 |
Гонконг |
59,3 |
3,7 |
7,3 |
Италия |
52,9 |
3,3 |
2,2 |
Великобритания |
52,8 |
3,3 |
3,0 |
Мексика |
48,9 |
3,1 |
3,6 |
Россия |
47,1 |
2,9 |
6,7 |
Чешская Республика |
44,0 |
2,7 |
4,0 |
Всего |
708,8 |
44,2 |
- |
«В настоящее время мировой туризм является одной из наиболее динамично развивающихся сфер международной торговли и услуг. Всемирной туристской организацией при ООН (ЮНВТО) в 2010г. в мире было зарегистрировано 846 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60 – 70-х годов ХХ века. В результате сформировался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны»4
«Согласно прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый рост туризма в период с 2009 по 2020 годы, в среднем на 4,4% в год. Такжеожидается и возрастание доходов от туризма — с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 трлн. долларов США в 2020 г.»5.
Анализируя данные представленных таблиц, напрашивается вывод о том, что на данный этап развития, туризм активно проявил себя в западноевропейских странах, где имеются наибольшие показатели темпа роста.
Но в перспективе, высокие темпы международного прироста туристов будут ожидаться в азиатских странах и странах Тихого океана. В европейских странах ожидается спад, темпы прироста по прогнозам станут меньше общемировых.
Глава 2. Региональные аспекты развития международного туризма
2.1. Международные туристические прибытия
Туризм, как социально – экономическое явление, можно анализировать на основе следующих показателей:
- число прибытий;
- число выезжающих их страны;
- доходы (поступления) от туризма.
В своей работе мы решили провести анализ по туристическим прибытиям.
Таблица 3. Международные туристические прибытия.
Источник: Всемирная туристская организация (ЮНВТО), (Данные, которые были собраны ЮНВТО от июня 2012 года). Классификация на основе Международного валютного фонда (МВФ), см статистическое приложение Перспективы развития мировой экономики МВФ апреля 2012, стр 177, [Электронный ресурс] /. – Режим доступа: www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/01.
Исходя из выше представленных данных таблицы, можно сделать вывод о том, что в период с 1990 года по 2014, туристические прибытия непрерывно растут. За весь этот период, число прибытий увеличилось в два с половиной раза по миру, так как в 1990 году это число составило 435 млн, а в 2014 году – 1,133 млн, что говорит о том, что туризм с каждым годом набирает всё больше популярности. Самым излюбленным регионом во всем периоде является Европа, ее показатели прибытий также непрерывно растут из года в год. Число прибытий в Европу занимает половину всех мировых прибытий, что говорит о том, что она является самым посещаемым регионом. Последнее место по туристическим посещениям занимает Средний Восток. Но, тем не менее, в период с 1990 по 2014 года произошли существенные изменения, и туристические потоки возросли в пять раз.(5) табл.
Проанализировав таблицу, мы решили представить диаграмму, для более наглядного примера динамики туристических прибытий за данный временной интервал.
Рис. 2. Динамика туристических прибытий в период с 1990 - 2011.
Составлено по таблице 1. «Международные туристические прибытия».
На этой диаграмме с 1990 по 2011 года виден значительный подъем и динамичное развитие туризма. Потому что туризм – напрямую зависит от уровня развитости страны и самого процесса этого развития.
Также, изучив данные диаграммы, можно сделать вывод о том, что наиболее посещаемое направление – это Европа, в особенности западная. Это связано с установлением в странах европейского союза политики устойчивого развития туризма, предполагающее более качественное использование финансовых инструментов, улучшение прибрежных зон и окружающей среды в целом, что и привлекает большее количество туристов.
2.2. Рейтинг наиболее посещаемых стран мира в период с 2013 по 2014 гг.
Международные туристические прибытия достигли рекордного значения по всему миру в 1133 миллиона в 2014 году, по сравнению с 1087 миллионами в 2013 году. Спрос на туристические услуги по-прежнему высок в большинстве направлений туризма, несмотря на продолжающиеся геополитические, экономические проблемы в некоторых частях мира. Хотелось бы отметить, что развитие международного туризма происходит не равномерно. Это связано с экономико-социальными условиями и уровнями развития туризма в разных странах и регионах мира.
Всемирная туристическая организация выделяет 5 регионов мира, такие как:
«Европейский (страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья - Израиль, Кипр, Турция);
Американский (страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна);
Азиатско-Тихоокеанский (страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия и Океания);
Африканский (страны Африки, кроме Египта и Ливии);
Ближневосточный (страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия)»5.
Лидер среди этих стран, по туристическим прибытиям - Франция. Это связано с тем, что в ней представлены большое количество достопримечательностей (памятники и культурные наследия), Франция радует своих посетителей прекрасной кухней, виноделием.
«Париж и его окрестности (Иль-де-Франс), средиземноморское побережье (как Лазурный берег) и французские Альпы являются важными туристические направлениями. В стране имеется 41 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2015 г.)»6.
Рассматривая динамику и особенности туристических прибытий, помимо популярных регионов по прибытиям, можно выделить и самые популярные туристические страны.
Таблица 4. Топ-10 рейтинга международных туристических прибытий за 2013-2014 гг.
Источник: UNWTO Tourism Highlights, 2015
«Первое по популярности туристическое направление направлено в Париж, дальше следует побережье Средиземного моря между Марселем и Ниццей»7.
Второе место в рейтинге занимают Соединенные Штаты. Один из самых посещаемых городов в США - Лас-Вегас, игорная столица. Особенно в ночное время этот город впечатляет туристов своими бесчисленными огнями. Дальше следует Сан-Франциско, с известным мостом «Золотые Ворота» и Лос-Анджелесе, в состав которого входит Голливуд, куда направлены огромные потоки туристов. «Также, наиболее посещаемыми городами в США являются Даллас, Вашингтон округ Колумбия, Нью-Йорк и Филадельфия. Особенно популярен Гранд Каньон»8.
Испания расположена на юго-западе Европы и занимает большую часть Пиренейского полуострова. Многие туристы выбирают Испанию в качестве пункта назначения, чтобы насладиться спокойным отдыхом на пляже. Наиболее известными районами являются: Балеарские острова Майорка, Форментера и Ибица, а также Тенерифе, Канарские острова. Испания имеет богатое историческое прошлое, различные народы и культуры оставили свой исторический след, которыми восхищаются и по сей день. В Испании возможен разнообразный отдых, каждый турист может реализовать свой отдых в соответствии со своими пожеланиями
Китай является страной в Азии, которая становится все более популярной среди отдыхающих. В Китае живут 1,4 миллиарда человек; поэтому страна является самой густонаселенной страной Земли.
Соответственно, многие туристы хотят посмотреть на крупные и яркие города, а особенно различные интересные достопримечательности.
Очень популярен среди туристов город Пекин, где расположен Запретный город. Также очень популярны Шанхай и Гонконг. В Шанхае, например, есть ботанический сад, который является одним из крупнейших в мире.
Пейзажи Китая чрезвычайно разнообразны; не зря Китай называют «землей гор». Особенно на юге страны, на границе с Тибетом имеются потрясающие горные пейзажи. С другой стороны, можно провести спокойный пляжный отдых на прекрасных белых песчаных пляжах в Китае. Одна из главных достопримечательностей в Китае, которую нужно обязательно посетить, является Великая Китайская стена, одно из самых массивных сооружений в мире.
Итальянские ландшафты чрезвычайно разнообразны и пользуются популярностью у туристов круглый год. Италия славится своими многочисленными достопримечательностями, привлекая туристов, заинтересованных в культурном отношении в больших количествах. Многие из достопримечательностей входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Прежде всего, славится Рим – «вечный город», многие монументальные здания Римской империи, как Колизей или Римский форум. Существуют постройки еще старше, являющиеся наследием греков, которые до сих пор присутствуют в большом количестве, особенно на юге Италии. «Среди наиболее посещаемых городов первенство, несомненно, принадлежит Венеции, которая пользуется наводящей позицией в лагуне и имеет великолепные строения. Любители искусства стекаются в тосканской столице Флоренции, где важные произведения искусства хранятся в Уффици. Верона, Неаполь или Равенна также являются интересными городами для посещения»9.
Турция очень популярна у русских туристов, потому что здесь почти круглый год светит солнце, а также можно насладиться спокойным пляжным отдыхом на многочисленных прекрасных песчаных пляжах, так как Турция окружена тремя морями. Интересно, что Турция находится на двух континентах: около трех процентов земельных участков, расположены на европейском континенте, а остальные 97 процентов относятся к азиатскому континенту. Один из самых посещаемых городов в Турции - Анталия. Недалеко от Анталии находится небольшая деревня Памуккале, часто посещаемая туристами.
Германия, расположенная в самом сердце Европы, является идеальным местом для любого вида отдыха. Будь он активным, городским, культурным или с целью учебного отпуска - в Германии все виды отдыха возможны, благодаря различным регионам на любой вкус.
В Германии существует бесчисленное множество интересных направлений и регионов. Наиболее популярные регионы включают в себя Восточное и Северное моря с их прекрасными пляжами. Здесь следует особо отметить самый крупный немецкий Балтийский остров Рюген, с его знаменитыми меловыми скалами. Тем не менее, другие острова Узедом, Хиддензе и Фемарн, безусловно, часто посещаемы туристами. Любители природы и путешественники должны обратиться скорее к югу страны. В Баварии есть многочисленные горы. Здесь имеются горнолыжные курорты с хорошо развитыми склонами на юге Германии для всех зимних видов спорта. Но даже в самом центре Германии, есть интересные районы для прогулок. Здесь можно найти в Германии бесчисленное количество хорошо сохранившихся замков и дворцов. Германская архитектура, несомненно, вызывает огромный интерес у туристов.
Великобритания – островное государство в Атлантическом океане, относящееся к северо–западной Европе. Великобритания не является главным туристическим местом для пляжного отдыха, здесь можно провести большой культурный отдых, насладиться экскурсиями по городу. «Великобритания включает в себя Англию и Шотландию, Северную Ирландию и Уэльс; каждый регион имеет свой неповторимый шарм».10 Те, кто ищет покой и уединение, должны посетить Шотландию, известную своим озером Лох-Несс с его морским чудовищем "Несси". На юге Англии одним из самых посещаемых достопримечательностей является легендарный Стоунхендж. Большое количество посетителей ежегодно посещают этот памятник, так как он является одним из самых ранних свидетельств цивилизации в Англии. Столица Соединенного Королевства Великобритании – Лондон, идеально подходит для городской поездки, потому что здесь можно найти множество интересных достопримечательностей. «Не следует пропустить в Лондоне Тауэрский мост и Биг-Бен, а также Букингемский дворец и музей восковых фигур мадам Тюссо.»11 Весьма характерны для Лондона - красные двухэтажные автобусы, они особо характеризуют этот город.
Россия является одной из стран Европы и Азии, а также имеет самую большую территорию на Земли. От Европы Россия отделена Уральскими горами. В целом, Россия граничит с 18 государствами. Столицей страны является Москва, с более чем одиннадцатью миллионами жителей, самый крупный город в стране. В России имеются многочисленные интересные достопримечательности для посетителей, в том числе на Красной площади, в Кремле. Одно из самых фотографируемых мест в Москве - это Собор Святого Василия.
Другие города, такие как Санкт-Петербург, рекомендуется для посещения людям, которые особенно заинтересованы в культурном отношении. Этот город стоит в списке наследия ЮНЕСКО и считается одним из самых красивых городов в Европе. Здесь вы найдете множество мостов, которые пересекают реки в пределах города.
Мексика – страна в Центральной Америке, которая состоит из 31 штата. Эта земля является отличным местом для отдыха, но также она богата и культурными сокровищами. Культура древних Майя видна во многих частях страны и сегодня. Особенно на полуострове Юкатан, где можно посетить многочисленные пирамиды Майя. Одной из главных достопримечательностей страны является Чичен-Ица, эти руины являются одним из так называемых Новых Семи Чудес Света. На севере Мексика граничит с Соединенными Штатами, к югу от Мексики с Гватемалой и Белизом. Популярные курорты в Мексике расположены на стороне Тихого океана (Акапулько) и на Карибском побережье (Канкун). В столице страны -Мехико, части старого города и водные сады включены в Список наследия ЮНЕСКО.
2.3. Динамика туристических прибытий в период с 1998 года
В данной работе приведен анализ международного туристического рынка за период с 1998 года. Исследования были произведены как в целом по рынку, так и в частности по странам и туристическим регионам. Были исследованы туристические прибытия в развитые и развивающиеся страны, а также, в страны с переходной экономикой.
Составление рейтинга мирового туризма было основано по данным Всемирной туристской организации, в рамках своей Всемирной туристской публикации «Барометр», который выпускается три раза в течение года. В публикации, регионы ООН и субрегионы ранжируются по количеству международных прибытий посетителей, за счет доходов, за счет въездного туризма, а также по расходам исходящих путешественников.
Рис.3. Прибытия туристов по странам мира в 1998 году.
Составлено по источнику: UNWTO TourismHighlights, 2015 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition
Рис. 4. Прибытия туристов по странам мира в 2014 году.
Составлено по источнику: UNWTO TourismHighlights, 2015 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition
Рис . 5. Прогноз прибытий туристов к 2020 году
Составлено по источнику: UNWTO TourismHighlights, 2015 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition
Заключение
Прогнозы по развитию туризма сталкиваются со значительно большими трудностями, чем с прогнозами в других отраслях экономики. Отчасти это связано с тем, что центральные экономические условия зачастую менее четко определены в секторе туризма. Основной спрос путешественника связан не только с ощутимыми выгодами, такие как жилье, билеты, но и нематериальные достопримечательности, такие как, исторические наследия, красивые пейзажи, погодные условия, настроение и мечты всех видов, в которые трудно производить и вводить новшества.
Еще одним фактором неопределенности является то, что поведение спроса туристов отталкивается в гораздо большей степени от иррациональных и субъективных факторов. А также, в зависимости от преобладающих тенденций, культурных влияний, ожиданий, потребностей и мотивов, которые трудно анализировать. Воздействовать на интерес туристов можно только в очень ограниченной степени за счет целевой рекламы продукта. И, наконец, туристический продукт не является ни транспортабельным, ни сохраняемым. Непредсказуемые нарушения, такие как стихийные бедствия, терроризм, гражданские войны и забастовки, влияют на туризм значительно в большей степени, чем в других отраслях промышленности.
Экономическое значение туризма очень велико, туризм приносит работу, процветание и улучшение инфраструктуры. Например, именно в наиболее засушливых районах Ближнего Востока по географической и климатической ситуации с точки зрения сельскохозяйственного назначения, за счет туризма возможно улучшить экономическую ситуацию.
Дальнейшее развитие туризма является перспективными, поскольку в современном мире существует тенденция к интернационализации между странами и их дальнейшего социального, экономического и культурного взаимодействия. Таким образом, туризм способствует налаживанию отношений между странами мира.
Приложения
Таблица 1. Международные туристические прибытия
Источник: UNWTO Tourism Highlights, 2015 Edition.
Список литературы
Александрова А. Ю. Международный туризм /. — 1-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2002. — 470с. [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm
Барометр международного туризма ЮНВТО [Электронный ресурс] /. – Электрон. Журн. – Режим доступа: http://www.rmat.ru/wyswyg/file/news/2014-2015/24082015_unwto.pdf
Большаник П.В. География туризма: учебное пособие /. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. -304 с
Дурович А.П. Организация туризма. Учебное пособие. – СПб: 2012. – 320 с.:
Пресс-релиз со стороны французского посольства в Берлине от 22 августа 2015 [Электронный ресурс] /. – Электрон. Журн. – Режим доступа:http://www.ambafrance-de.org/Weinanbaugebiete-in-Burgund-und-der-Champagne-jetzt-Weltkulturerbe
Фомичев В.И. Международная торговля /. — Москва: ИНФРА-М, 2001. — 446с.
Черевичко Т.В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т.В. Черевичко. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 264 с.
MasterCard 2015 GlobalDestinationCitiesIndex [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: https://newsroom.mastercard.com/wp-content/uploads/2015/06/MasterCard-GDCI-2015-Final-Report1.pdf
UNWTO TourismHighlights, 2015 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/publication/unwto-tourism-highlights-2015-edition
UNWTO TourismHighlights, 2012 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://www.webcitation.org/6BlUwUqG5
UNWTO TourismHighlights, 2011 Edition [Электронный ресурс] /. — Электрон.журн. — Режим доступа: http://mkt.unwto.org/sites/all/files/docpdf/unwtohighlights11enlr_3.pdf
1 Фомичев В.И. Международная торговля.1998 г. Глава 3.
2 Факторы развития туризма. Источник: [Электронный ресурс]/. – Режим доступа:http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/faktory-razvitiya-turizma.html
3 Квартальнов В.А. Туризм. Часть пятая, эволюционное развитие туристического рынка. Глава 17, парагр.1
4 Тхамитлокова Ю.О. Аспирант кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. Публикация. Особенности, тенденции и перспективы развития международного туризма в условиях современного рынка. 2014 г.
5 6Бурилова В.С. Динамика развития международного туризма. Электронный ресурс: www.vvsu.ru/files/E77EB169-52E4-4902-A479-D8B8A5D522E47Источник: Пресс-релиз со стороны французского посольства в Берлине от 22 августа 2015 г
6 Источник: Пресс-релиз со стороны французского посольства в Берлине от 22 августа 2015 г
7 Источник: [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://www.tourismus.de/europa/frankreich/
8 Источник: [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://www.tourismus.de/nordamerika/usa/
9 Источник: [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://www.tourismus.de/europa/italien
10 Источник: [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://www.tourismus.de/europa/grossbritannien/