СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Яковлева А.П. 1
1Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная экономика, именуемая в научной литературе как инновационная экономика, базируется на создании и практическом использовании знаний и требует переориентации инвестиционного потенциала государства и бизнеса на вложения в организацию научно-исследовательских работ и разработку технологий и продуктов для повышения конкурентоспособности продукции фирмы и страны в целом.

В экономической литературе выделяется несколько этапов развития инновационной политики России:

- первый этап – от второй половины 50-х до 90-х годов XX века: советский период развития инновационной политики, который включает несколько этапов развития научно-технической политики СССР;

- второй этап – с начала 1990-х до осени 1998-го года. Этот этап в отечественной экономике характеризуется почти абсолютным отсутствием спроса на инновации;

- третий этап – с осени 1998-го по 2002 год. В отраслях пищевой, легкой промышленности и топливно-энергетического комплекса появляется спрос на достижения в научно-технической сфере;

  • четвертый этап – с 2002 г. по 2006 г. На протяжении этого периода наблюдается тенденция активизации участия государства в процессе разработок инноваций;

- пятый (современный) этап – с 2007 года по настоящее время. Стимулирование инновационной деятельности рассматривается на данном этапе как национальный проект [6].

Государственная инновационная политика в организационном плане представляет собой деятельность органов власти в сфере регулирования, обеспечения ресурсами и стимулирования инновационного развития в целях производства безукоризненных продуктов и процессов, а также решения вопросов другими, новейшими методами [7].

В постсоветский период начинается формирование нормативно-правовой базы, которая регламентирует порядок осуществления инновационной политики Российской Федерации. Инновационная политика государства представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, которую регулирует Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике». Концепция инновационной политики РФ на 1998-2000 годы, которая была одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832, определяет направленность инновационной политики, ее реализацию с помощью определённых методов, институциональные и законодательно-правовые условия осуществления, экономические и финансовые аспекты активизации инновационной деятельности [11].

С целью стимулирования развития малого предпринимательства в научно-технической сфере на основании Постановлений Правительства РФ

были созданы специальные фонды:

- Фонд поддержки развития малых форм организаций в научно-технической сфере в виде государственного некоммерческого предприятия для создания бизнес-инкубаторов, инжиниринговых, инновационных центров и пр.;

- Федеральный фонд производственных инноваций в качестве государственной организации для поддержки существенных инновационных проектов по наиболее приоритетным линиям научно-технического прогресса, освоения конкурентных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. [12]

В современной социально-экономической стратегии России «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» определены основные направления развития на период до 2020 года. В этом документе предложена концепция вступления «на траекторию устойчивого и сбалансированного роста в целях модернизации и догоняющего развития, перехода к инновационной стадии экономического развития и создания соответствующей ей инфраструктуры постиндустриального общества» [3].

Положительный результат инновационной деятельности во многом зависит от ее организационной структуры и способов финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности в России выступают два основных вида:

  • государственные средства (средства из бюджета, внебюджетные средства фондов, государственные заимствования, имущество пакеты акций);

  • частные ресурсы, прежде всего финансовые ресурсы предприятий. Сюда также относятся средства физических лиц, общественных организаций, частные инвестиционные средства коллективных инвесторов, таких как страховые компании, инвестиционные фонды и компании. Важную роль играют и кредитные ресурсы коммерческих банков, специально уполномоченные правительством инвестиционные банки и прочие кредитные организации.

В роли субъектов финансирования инновационной деятельности выступают государственные структуры и органы местного самоуправления, инновационные и инвестиционные фонды, бизнес-инкубаторы, финансово-промышленные группы, частные лица и т. п. Каждый из представленных субъектов участвует в хозяйственном процессе и, по мере возможностей, оказывает влияние на развитие инноваций [10].

На рисунке 1 представлены затраты на технологические инновации по источникам финансирования.

Рисунок 1 - Затраты на технологические инновации по источникам финансирования [1]

Анализ затрат на технологические инновации показывает, что основным источником финансирования являются собственные средства предприятий: их доля в 2013-2014г.г. составляет более 60%. Доля государственных и местных бюджетов – более 6%. За последние годы увеличивается доля финансирования из прочих источников, к числу которых относятся венчурные фонды и компании, бизнес-инкубаторы, технологические парки.

Государство осуществляет целый комплекс мер для подготовки граждан к организации инновационного бизнеса: расширяет учебные программы по направлениям инновационного предпринимательства и технологического менеджмента в вузах, создаёт надлежащую инфраструктуру, развивающую необходимые компетенции. Для формирования сферы малого инновационного предпринимательства созданы Фонд инфраструктурных и образовательных программ, программа увеличения популярности Российской венчурной компании, институт науки и технологий Сколково.

Необходимость развития инновационного сектора экономики вытекает из того, что российская экономика испытывает высокую степень зависимости от энергетического сектора. В то же время в соответствующих отраслевых структурах существуют проблемы, тормозящие инновационную активность крупного бизнеса, малых и средних форм предпринимательства.

Как пример можно привести нефтегазовую отрасль, которая за последние десятилетия на мировом уровне показывает стремительное ускорение инновационного развития и технологического усложнения производственных процессов.

В России продажа нефти уже на протяжении длительного периода времени является одной из основных статей доходов бюджета [4]. Значимость нефтегазового сегмента для российской экономике подтверждается следующими показателями: доходы нефтегазового сектора в федеральном бюджете составляют около 50%, в ВВП - это около 20%. Экспорт нефти предоставляет нам объём инвестиций в размере 25% в основной капитал.

Эксперты отмечают, что в целом нефтегазовый сектор России демонстрирует динамичные темпы модернизации, однако в данной сфере на настоящий момент не сформировано активное инновационное поведение бизнеса, отсутствует координация между участниками инновационного процесса. Поэтому изучение инновационного развития нефтегазовых компаний, представляющих собой основные субъекты инновационной системы России весьма актуально [8].

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что для переориентации производственного потенциала страны на инновационный путь развития необходимо эффективная государственная политика, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата, увеличение финансирования прикладной науки и стимулирование предпринимательской инициативы.

Литература.

  1. Индикаторы инновационной деятельности: 2016 / Н.В. Городникова // Статистический сборник: сб. ст. /сост. Л.М. Гохберг. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.

  2. Научная и инновационная политика. Россия и мир. 2011-2012: монография / под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М.: Наука, 2013. – 480 с.

  3. Российская Федерация. Инновационная Россия-2020 (2011). Инновационная Россия-2020: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2011. - 148 с.

  4. Влияние изменения стоимости нефти на курс рубля / Д.Ю. Салько // Экономический вектор. – 2015. - №4(03) - С. 32-35.

  5. Государственная инновационная политика России: история и перспективы / Н.В. Шабуцкая, Е.Д. Соломатина // Лесотехнический журнал. – 2015. - №4 - С. 274-285.

  6. Инновационная политика России: история и современность / И.В. Лукоянов // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016. - №3 - С. 1-10.

  7. Инновационная политика России: проблемы развития / В.А. Молчанова // Креативная экономика. – 2014. - №11 - С. 144-154.

  8. Инновационное развитие России: роль нефтегазового бизнеса / Т.В. Погодаева, Д.В. Жапарова, Н.А. Казанцева // Бурение и нефть. – 2015. - №11 - С. 18-21.

  9. Инновационная политика Российской Федерации: внутри-ивнешнеполитические аспекты / Е.А. Данилова // Вестник Томского государственного университета. – 2013. - №3 (23) - С. 149-153.

  10. Финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации / Г.Г. Вукович, М.С. Терехов // Общество: политика, экономика, право. – 2012. - №2 - С. 49-51.

  11. Государственное регулирование инновационной деятельности[Электронный ресурс] / Сайт inventech.ru. – Режим доступа:https://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0176/

  12. Государственное регулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс] / Сайт psyera.ru. – Режим доступа: http://psyera.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovacionnoy-deyatelnosti_7846.htm

Просмотров работы: 2026