ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каток П.В. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одной из актуальных проблем современного образования является проблема воспитания детей школьного возраста. Главная причина этого - усиливающееся разрушение традиционных ценностей. С течением времени возникают новые требования к личности и ее социализации,в рамках глобализации активно навязываются западные идеалы, происходит уничтожение «кода нации».

Одним из первых институтов социализации человека является школа и, можно сказать, именно школа напрямую соприкасается и во многом способствует формированию направленности личности на начальном этапе ее становления. Такие знаменитые педагоги и мыслители, как К. Д. Ушинский и В. В. Розанов высказывали идею воспитания молодежи в контексте русских традиций: семья, религия, культура и патриотизм. Ученые современности И. М. Ильинский, В. А. Руденко, А. И. Осипов также отстаивают идею воспитания и обучения детей школьного возраста в соответствии с российской социокультурной традицией, основанной на духовности, патриотизме, осмыслении культурного наследия России. В рамках отмеченных проблем, которые стоят перед обществом в вопросах воспитания детей, рассмотрим аспекты духовно-нравственного воспитания школьников.

Воспитание «…это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его внутреннего развития — осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых» [4, С.132]. Нравственное воспитание ребенка определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [2, С. 62].

Нравственность, как считает профессор Московской духовной академии Осипов А. И., выступает с точки зрения очевидных норм и правил, оценка нравственности происходит по тому, чем интересуется человек. Духовность определяется как то, что является направляющей силой, мотивом при совершении какого-либо поступка. С точки зрения Осипова А. И., можно быть нравственным поэтом, но бездуховным человеком; обладать безупречной нравственностью, но проявлять полнуюбездуховность. Духовность в общем смысле этого слова определяется как совокупность проявлений духа в мире и в самом человеке [3].

В таких науках, как социологии, культурологии «духовностью» называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а так же в художественных образах искусства» [1, С.601-613].С помощью такого подхода укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. Система образования сегодня обязана оказывать содействие социализации личности, воздействуя на духовный облик молодого человека. Многие ученые считают, что одной из главных проблем социализации является депатриотизация российского образования как проявление дефицита духовности. Адаптированность ребенка школьного возраста к взрослой жизни подразумевает способность влиться в предлагаемые условия, при этом одно из главных мест в системе ценностей занимает успешность. Успешность, как известно, измеряется в материальном эквиваленте.

Насаждаемая «рыночная идеология» воспитывает чрезмерную заботу о собственном престиже. Однако, «рыночная» составляющая в школьном образовании, какнам кажется, не всегда играет положительную роль.

В XIX веке Ушинский К. Д. упоминал, что характер и направленность общественного воспитания является продуктом длительного развития нации, который нельзя заимствовать у других народов [6, С.416]. В. Розанов говорил о том, что «вне традиций своего народа, вне смысла своей религии, вне целого движения двухтысячелетней истории гражданин, отовсюду изгнанный, образовал идею нового гражданина, фикцию, которая могла бы заключать его общественный договор» [5, С. 624].

Таким образом, несоответствие духовным основаниям национальной культуры, отсутствие патриотизма, переориентация воспитательной деятельности на идеалы индивидуализма и самодостаточности в России принесло не укрепление, а уменьшению ценности патриотизма, нравственности, духовности и справедливости.

Список литературы:

  1. Культурология. Энциклопедия. Т. 2. С. 601-613.

  2. Макаревич М.А. Нравственное самосовершенствование личности. - М., 1989.- С.62 .

  3. Осипов А.И. Зачем человек живёт? – М.: Братство святого апостола Иоанна Богослова, 2014. – С. 64.

  4. Российская социологическая энциклопедия/под ред. Осипова Г. В., 1998.-С.132.

  5. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. – С.624.

  6. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Педагогические сочиненияв 6т.Т.1/Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. - С.416.

Просмотров работы: 307