ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Туковская Е.М. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К настоящему времени компьютерная сеть существенно изменила совместную деятельность и общение людей, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на формирование психических процессов своих пользователей.Часть современной молодежи, вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность регулярно погружается в «виртуальную реальность». Высокий темп компьютеризации способствует возникновению у подростков компьютерной зависимости, которая может повлечь за собой нарушения психики ребенка. Актуальность данной темы определяется, во-первых, постоянным ростом числа подростков - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что интернет-зависимость способствует развитию ряда психологический проблем у детей: конфликтность, депрессия, предпочтение виртуального мира реальности, трудность адаптации в обществе, потеря контроля над собой и желание проводить время за компьютером все больше, компьютерная зависимость влечет за собой и другие проблемы: ухудшение зрения, нарушение осанки, гиподинамия и вытекающие из нее заболевания; в-третьих, отсутствием глубоких исследований этой темы, обоснованным новизной самого феномена интернет-зависимости. Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр доктор АйвенГолдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого, порой даже патологического, пребывания в Интернете[4]. Такой вид аддикции - это, по сути, нехимическая зависимость от пользования Интернетом. Некоторые авторы определяют интернет-зависимость как психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к сети и болезненная неспособность вовремя из нее выйти[2]. Результатом нерационального пользования компьютерными гаджетами является опасность «кнопочной грамотности» детей, научившихся составлять несложные программы, набирать сообщения с помощью клавиатуры или пользоваться калькуляторами, но недостаточно освоивших моторные психофизиологические операции, обеспечивающие письмо или операции устного счета. Психологические последствия этого явления - социальная изоляция, а, следовательно, проблемы в семье, на работе, разрыв дружеских связей, сужение сферы интересов, ослабление либо, наоборот, усиление эмоциональных реакций. Признаки этого синдрома часто сравнивают с симптоматикой алкогольной или наркотической зависимости[1]. Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, общительность, открытость. Наблюдается деградация социальных связей личности. Дети и подростки сильнее всего склонны к дезадаптации. Из-за большого количества времени, проведенного в виртуальном мире, объективная реальность вытесняется, как следствие этого у подростка может проявляться агрессивность и раздражительность. Ребенок останавливается в личностном развитии, не уделяет времени учебе и работе по дому, а скорее стремится вернуться в виртуальную реальность. Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека [5]. Причины возникновения интернет-зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями[3]. Целью проведённого нами эмпирического исследования было выявление того, какой процент подростков подвержен интернет-зависимости, и определить, какие черты характера и иные психические особенности на это влияют.

Мы предположили, что: 1) на интернет-зависимость в подростковом возрасте оказывает влияние тип темперамента, 2) интернет-зависимость подростка связана с уровнем его коммуникативных склонностей.

Исходя из поставленной нами гипотезы мы выбрали следующие методики исследования:

1. «Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость»;

2. «Тест-опросник Г.Айзенка на определение типа темперамента»;

3. Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей».

Тест Кимберли Янг позволяет выявить наличие интернет-зависимости у подростка и ее стадию. Тест-опросник Айзенка позволяет определить тип темперамента подростка, степень его экстраветированности и эмоциональной устойчивости. Именно данная методика поможет нам выявить связь склонности к интернет-зависимости у подростка с типом его темперамента, а полученные результаты исследований подтвердят либо опровергнут выдвинутую ранее гипотезу. Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей» направлен на определение уровня коммуникативных навыков у ребенка, его стремление и умение общаться с окружающими, а также позволяет узнать склонность к организаторской деятельности, это поможет нам выявить связь между уровнем коммуникации подростков и степенью их склонности к уходу в виртуальное пространство. Перейдём к анализу полученных результатов. Результаты проведения первой методики показали, что около 40% опрошенных имеют степень зависимости от Интернета выше среднего уровня, что является «сигналом» для родителей и педагогов и требует работы с этими детьми. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу мысль о существовании зависимости между типом темперамента и степенью интернет-зависимости, мы определили процентное соотношение количества респондентов с различными уровнями зависимости для каждого из четырех типов темперамента (Рис. 1).

Рис. 1 График зависимости степени интернет-зависимости от типа темперамента.

Исходя из данных рисунка 1, мы видим, что наибольшее количество подростков со степенью интернет-зависимости выше среднего холерики либо меланхолики. Особенностью этих типов темперамента является эмоциональная неустойчивость. Эти данные позволяют говорить о том, что эмоциональную неустойчивость можно рассматривать в качестве одной из предпосылок интернет-зависимости. Далее для каждой группы подростков, которых объединяет одинаковая степень зависимости от Интернета: низкая, средняя и выше среднего - мы определили уровень коммуникативных способностей (Рис. 2).

Рис.2 Соотношение уровня интерне-зависимости и уровня коммуникативных способностей подростков.

Можно заметить, что 100% опрошенных с очень высоким уровнем коммуникативных склонностей имеют низкую степень склонности к интернет-зависисмости. Подростки, которые много общаются в реальной жизни, активно заводят новые знакомства и открыты для собеседника, меньше подвержены зависимости от виртуальной действительности. Наиболее высокие показатели интернет-зависимости демонстрируют подростки со средним уровнем коммуникативных способностей (100% опрошенных) и низким уровнем коммуникативных способностей (67% опрошенных). Полученные в ходе исследования сведения полностью подтверждают нашу гипотезу о существовании взаимосвязи между интернет-зависимостью и коммуникативными способностями подростка. Таким образом, проблема интернет-зависимости подростков, факторов её развития приобретает всё большую актуальность в наши дни. В нашем исследовании мы изучали роль таких факторов интернет-зависимости, как тип темперамента и уровень коммуникативных способностей. В целом по итогам проведённого исследования мы можем сделать вывод о том, что подростки с устойчивой сильной эмоциональной сферой, имеющие высокий уровень коммуникации, менее всего подвержены этому психологическому феномену.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский. - Режим доступа: http://ru-cyberpsy.blogspot.ru/2011/01/blog-post_15.html

2.Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая газета. - 1996. - № 12. - С. 4–6.

3.Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.

4. Репина, М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 662-664.

5. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с.

Просмотров работы: 646