Мы предположили, что: 1) на интернет-зависимость в подростковом возрасте оказывает влияние тип темперамента, 2) интернет-зависимость подростка связана с уровнем его коммуникативных склонностей.
Исходя из поставленной нами гипотезы мы выбрали следующие методики исследования:
1. «Тест Кимберли Янг на интернет-зависимость»;
2. «Тест-опросник Г.Айзенка на определение типа темперамента»;
3. Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей».
Тест Кимберли Янг позволяет выявить наличие интернет-зависимости у подростка и ее стадию. Тест-опросник Айзенка позволяет определить тип темперамента подростка, степень его экстраветированности и эмоциональной устойчивости. Именно данная методика поможет нам выявить связь склонности к интернет-зависимости у подростка с типом его темперамента, а полученные результаты исследований подтвердят либо опровергнут выдвинутую ранее гипотезу. Тест «Определение коммуникативных и организаторских способностей» направлен на определение уровня коммуникативных навыков у ребенка, его стремление и умение общаться с окружающими, а также позволяет узнать склонность к организаторской деятельности, это поможет нам выявить связь между уровнем коммуникации подростков и степенью их склонности к уходу в виртуальное пространство. Перейдём к анализу полученных результатов. Результаты проведения первой методики показали, что около 40% опрошенных имеют степень зависимости от Интернета выше среднего уровня, что является «сигналом» для родителей и педагогов и требует работы с этими детьми. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу мысль о существовании зависимости между типом темперамента и степенью интернет-зависимости, мы определили процентное соотношение количества респондентов с различными уровнями зависимости для каждого из четырех типов темперамента (Рис. 1).
Рис. 1 График зависимости степени интернет-зависимости от типа темперамента.
Исходя из данных рисунка 1, мы видим, что наибольшее количество подростков со степенью интернет-зависимости выше среднего холерики либо меланхолики. Особенностью этих типов темперамента является эмоциональная неустойчивость. Эти данные позволяют говорить о том, что эмоциональную неустойчивость можно рассматривать в качестве одной из предпосылок интернет-зависимости. Далее для каждой группы подростков, которых объединяет одинаковая степень зависимости от Интернета: низкая, средняя и выше среднего - мы определили уровень коммуникативных способностей (Рис. 2).
Рис.2 Соотношение уровня интерне-зависимости и уровня коммуникативных способностей подростков.
Можно заметить, что 100% опрошенных с очень высоким уровнем коммуникативных склонностей имеют низкую степень склонности к интернет-зависисмости. Подростки, которые много общаются в реальной жизни, активно заводят новые знакомства и открыты для собеседника, меньше подвержены зависимости от виртуальной действительности. Наиболее высокие показатели интернет-зависимости демонстрируют подростки со средним уровнем коммуникативных способностей (100% опрошенных) и низким уровнем коммуникативных способностей (67% опрошенных). Полученные в ходе исследования сведения полностью подтверждают нашу гипотезу о существовании взаимосвязи между интернет-зависимостью и коммуникативными способностями подростка. Таким образом, проблема интернет-зависимости подростков, факторов её развития приобретает всё большую актуальность в наши дни. В нашем исследовании мы изучали роль таких факторов интернет-зависимости, как тип темперамента и уровень коммуникативных способностей. В целом по итогам проведённого исследования мы можем сделать вывод о том, что подростки с устойчивой сильной эмоциональной сферой, имеющие высокий уровень коммуникации, менее всего подвержены этому психологическому феномену.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский. - Режим доступа: http://ru-cyberpsy.blogspot.ru/2011/01/blog-post_15.html
2.Вересаева, О. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. Вересаева // Психологическая газета. - 1996. - № 12. - С. 4–6.
3.Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
4. Репина, М.А. Проблема интернет-зависимости среди подростков / М.А. Репина, А.Ф. Федоров // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 662-664.
5. Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 432 с.