Большинство программистов решит, что нужно искать компромисс. Но что делать в тех случаях, когда компромисс найти тяжело, либо вообще невозможно? Искать!
Допустим, нам нужно иметь в памяти 1000 ячеек содержащих двоичный ноль или единицу. 1000 целочисленных переменных (int) займет в памяти 1.95 Мб, в то время как 1000 переменных логического типа (bool) займет в памяти примерно 490 Кб. Этот метод перехода от использования одного типа данных к использованию другого приводит к экономии трёх четвертей используемой памяти. Неплохо! Но, тут же возникает вопрос, а можно ли сэкономить ещё больше?
Проведённые нами эксперименты по преобразованию компьютерного программного кода привели нас к ещё более мощному способу оптимизации памяти: хранение данных в ячейках, пользуясь ими через побитовый сдвиг.
В этом случае, на 1000 переменных мы потратим порядка 80 Кб оперативной памяти, что почти в 25 раз меньше, по сравнению с той же тысячью целочисленных переменных типа int.
Результаты проведённого сравнительного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 Сравнительные анализ количества переменных различного типа на фиксированный объём оперативной памяти
Фиксированный объём памяти |
1950 кб = 1.95 мб |
||
Тип переменной |
int |
bool |
bit's |
Количество переменных |
1000 |
4000 |
> 24 000 |
В качестве эксперимента, каждый вид переменных был записан, использован и перезаписан 10 000 раз с целью определения скорости работы программы, реализующей одну и ту же задачу посредством использования различных типов переменных. Результаты эксперимента представлены в таблице 2:
Таблица 2 Результаты эксперимента
Тип данных |
int |
bool |
bit's |
Время (усл.ед.) |
~190 |
~170 |
~240 |
Как показал эксперимент, bit-овые переменные оказались «медленнее» остальных. Почему? Потому, что для выполнения побитовых операций генерируются дополнительные инструкции в секции кода, которые идут параллельно с нашими bit-ами. А, как известно, любая операция в той или иной степени «загружает» машину, что, естественно, сказывается на её быстродействии. Проведённый нами эксперимент показал также, что не все программные двигатели имеют многопоточность и выполняют все операции последовательно.
Приведём фрагменты программного кода, иллюстрирующие проведённое нами исследование.
Итак, создаем:
#define MAX_USERS (1000)
enum Bits:(