По данным переписи 2010 года, в России насчитывалось 1 млн. 396 тыс. многодетных семей, что составляло 2,6% от общего числа домохозяйств. Из статистики известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране. Сегодня в Ульяновской области проживают более 8500 многодетных семей, воспитывающих около 25 тысяч детей. Очень важно осмыслить не только нынешнее положение многодетной семьи, но и пути улучшения их жизнедеятельности. Культурно-досуговая деятельность является одним из путей улучшения жизни многодетных семей, в частности детей из этих семей.
Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране. В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности, бездетности, при этом не существует определенной системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как проблема материальная, так и психологическая: отсутствие достаточного дохода, материальной поддержки со стороны государства, недостаточное обеспечение жильем и другие проблемы являются причиной малодетных семей. У многодетных семей существует множество проблем, основные из которых: жилищная, финансово-материальная, трудоустройство родителей, психолого-педагогическая, медицинская.
Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Для успешного решения возникающих проблем необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, наличие профессиональных социальных работников, владеющих различными решения социальных проблем. При этом, социальные работники должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений.
Развитие творческих способностей личности так же является проблемой семей. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как культурно-досуговой деятельности для детей. Особое место в ней занимает игра, способная приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Организации культурно-досуговой деятельности (художественный, танцевальный, театральный) вызывает сегодня активный интерес у детей. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного возраста, различного социального положения, дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Однако, с переходом на сферы платных услуг, многие учреждения культуры выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурно-досуговой деятельности. Детское творчество требует слишком большой отдачи и моральной, и материальной [1, c. 211].
Досуг – деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия, еще многим другим может быть занят ребенок или подросток в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры семейного досуга.
Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, особенно в многодетной семье, его удовлетворенность своим свободным временем.
К специфическим чертам детства относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у детей носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, которые дети погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на детей. Этот мир обеспечивает прерывание повседневности, что наиболее актуально для детей из многодетных семей. По мере потери ориентации на труд и другие ценности дети уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные проведения культурно-досуговых мероприятий для многодетных семей свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей, и их родителей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности [2, c. 21].
Сфера свободного времени несколько сокращается по сравнению с детским возрастом. С другой стороны, изменяется сам характер игровой деятельности. Уходят в прошлое детские игры. Появляется устойчивый интерес к определенному виду спорта, следовательно, и к спортивным играм, к занятиям художественным творчеством. Другие виды игр отступают на задний план.
Примечательной особенностью досуговой деятельности детей из многодетных семей стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.
Общение детей в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип детского общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий возникает не только в производственно-экономической, но и в досуговой сфере деятельности.
Характеристика детского досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию человека.
Культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно - досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь детей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценно любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности.
Основные особенности культурного досуга – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса [3, c. 56].
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод, что при организации досуга для детей из многодетных семей необходимо учитывать социально- психологические особенности этих детей и способствовать благоприятному климату на мероприятиях.
Литература:
Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов, В.М. Басов, О.Н. Бессонова и др. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. – c.50-127.
Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие / И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
Кайгородова Л.А. Теория социальной работы / Л.А. Кайгородова, Ю.В. Фадеев, О.А.Дуброва. – М., 2008. – 467 с.
Кравченко, А.И. Социальная работа / А.И. Кравченко. – М.: Велби, 2008. – 416 с.