СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Бережная В.С. 1, Олатало О.А. 1
1Донской государственный технический университет Академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Невозможно обеспечить стабильное и динамичное экономическое развитие государства без планомерного создания, а затем и внедрения инноваций и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, и на уровне всего национального хозяйства. Использовать инновации, значит позволить себе создавать новые услуги и продукты, которые заменяют те, чей жизненный цикл заканчивается либо уже завершился, что, в свою очередь, повысит конкурентные преимущества продавцов такой продукции на рынке. Экономический рост определяется многими факторами, но большую роль в этом процессе определяет объем внедряемых инноваций. Все это объясняет уникальность данной проблемы и перспективы ее решения [1].

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на исполь­зование и коммерциализацию результатов научных разработок и исследований для обновления и расширения номенклатуры, а также улучшения качества выпускаемой продукции (услуг, товаров), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках [2].

Инновационная деятельность организации всегда направлена на то, чтобы усилить конкурентную позицию выпускаемой продук­ции (услуги).

Результатом инновационной деятельности могут выступать новые продукты, усовершенствованные продукты, новые идеи, усовершенствованные или абсолютно новые технологии.

Созданные инновации можно разделить на несколько групп:

  • новые для мира;

  • новые для страны;

  • новые для отдельного предприятия (группы предприятий).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базисные) инновации, реализующие крупные изобретения и формирующие новые направления в развитии техники;

  • улучшающие инновации, реализующие мелкие изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

  • модификационные (частные) инновации, которые направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии [3].

Данные виды инноваций различаются по степени охвата стадий жизненного цикла.

Моральное устаревание выпускаемой продукции (услуг, товаров) является одной из главных предпосылок для разработки инновационной стратегии [4].

В процессе инновационной деятельности происходят изменения и в экономике, и в различных областях промышленности, и в социальной среде, и в поведении покупателей, и в сознании руководителей и ра­ботников предприятий. Поэтому разработанная стратегия инновационной деятельности должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Чтобы стратегию инновационной деятельности воплотить в жизнь, организация должна иметь подходящую организационную структуру и такой настрой, которые спо­собствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмо­сферы восприятия нового как бла­гоприятной возможности, а не как угрозы. Правильно разработанная стратегия инновационной деятельности позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха [5].

Каждая фирма уникальна, что накладывает свой отпечаток на процесс выработки и претворения в жизнь стратегии инновационной деятельности, но в то же время во всех фирмах выбор стратегии осуществляется руководством фирмы на основе анализа сильных и слабых сторон предприятия и отрасли. Каждая организация стремиться к максимальному использованию имеющихся у нее возможностей [6]. Так же в стратегии инновационной деятельности важную роль играют: финансовые возможности фирмы, квалификация работников и временной фактор.

В ходе выполнения стратегии инновационной деятельности в предприятии проходит большое количество инновационных процессов. Данные процессы можно разделить по следующим фазам (стадиям):

  • достижения фундаментальной науки;

  • прикладные исследования;

  • опытно-конструкторские разработки;

  • первичное освоение (внедрение);

  • широкое внедрение;

  • использование;

  • устаревание [7].

Выбор оптимальной стратегии является для предприятия залогом успеха инновационной деятельности.

Стратегии инновационной деятельности можно разделить на следующие типы:

  1. Наступательная. Данная стратегия используется предприятиями, которые основывают свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.

  2. Оборонительная. Данная стратегия используется предприятиями, пытающимися сохранить конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках.

  3. Имитационная. Данная стратегия используется фирмами, которые имеют сильные технологические и рыночные позиции.

Подход стратегических инноваций предполагает семь областей, развитие которых позволит обеспечить рост бизнеса:

  • управление процессом поиска и внедрения инноваций (применение традиционных и нетрадиционных подходов к стратегическому планированию);

  • стратегическая регулировка (обеспечение поддержки основных менеджеров касательно видения, стратегий, целей и задач);

  • отраслевое предвидение (понимание появляющихся трендов);

  • понимание потребителя (понимание всех потребностей потребителей);

  • ключевые технологии и компетенции (возможности воплотить в жизнь новые идеи);

  • дисциплинированная реализация.

Решение проблем в данных областях лежит в плоскости концентрации усилий участников инновационного развития. На данном этапе структурные подразделения, в рамках которых сосредоточена инновационная деятельность, могут рассматриваться в качестве центра ответственности инновационного развития. Организация работы данных центров должна соответствовать ряду условий, связанных с критериями непротиворечивости, доступности, права управленческого решения.

Условие непротиворечивости возникает, когда действия центра ответственности, в связи с возникающими условиями необходимости изменений, выходят за рамки общепринятой иерархической схемы управления. Данные действия обычно связывают с необходимостью увеличения скорости организационных изменений с сохранением инновационных процессов развития.

Доступность заключается в праве центров ответственности использовать в деятельности весь спектр информации как внешней, так и внутренней. Ограничение информационного потока не дает возможности адекватно воспринимать потребность и допустимость организационных изменений. Разграниченность информации часто приводит к непониманию руководителей на различных уровнях управления, что ограничивает возможность восприятия и не позволяет своевременно подготавливать и реализовывать необходимые инновационные изменения. Данное условие также не дает сформировать единую для предприятия систему контроля и оценки эффективности организационных изменений в рамках инновационных возможностей. Подготовка специалистов для таких центров должна проходить по принципу единого модуля, что позволит реализовать принцип единства командной среды.

Безусловно, инновационная деятельность предприятия должна быть ориентирована на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем немаловажная роль при реализации инвестиционных программ должна отводиться повышению эффективности использования отдельных ресурсов или повышению эффективности отдельных производственных подразделений. Повышение же эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит не всегда.

Таким образом, в настоящее время проблема активизации стратегии инновационной деятельности предприятия выходит на одно из первых мест. Именно инновационная деятельность может дать организации качественное конкурентное превосходство, а также способность подстроиться под изменения окружающей среды. Любое предприятие имеет право самостоятельно выбирать то направление инновационной деятельности, которое считает нужным, и реализовывать инновационные проекты за свой счет. В то же время немаловажную роль в этих процессах играет государство. При разработке нового продукта, технологии или услуги предприятие получает конкурентные преимущества на рынке, а это приводит к дополнительным выгодам, и самое главное, к получению дополнительной экономической власти над рынком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Олатало О.А., Филиппова А.В. Тенденции и проблемы инновационного развития в России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-11. С. 89-91.

  2. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика », 2014. — 518 с.

  3. Инновационный менеджмент / Под общ ред С.Д. Ильенковой. – М.,2015. – 327с

  4. Инновационный менеджмент./ Колонтай М.М. –Мн.,2014. –191с.

  5. Внутрифирменное планирование. / Бухалков М. – М.: Дело и сервис, 2011.

  6. Инновационный менеджмент / Под общ ред П.Н. Завлина. –М.,2014. – 567с.

  7. Основы инновационного менеджмента: теория и практика / Под общ ред П.В. Завлина. – М.,2012.- 475с.

Просмотров работы: 743