ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЦВЕТОВАЯ КУЛЬТУРА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Давиденко А.С. 1, Алексеенко Е.В. 1
1Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цвет в истории всех культур всегда активно использовался как средство эмоционального воздействия на человека, что способ­ствовало выработке определенных цветовых символов. Он способен вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию, воздействует на настроение, самочувствие. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями. Понимая роль цветовой культуры в развитии личности, в разных странах художниками-педагогами создаются благоприятные условия для сенсорного воспитания детей с раннего возраста. Интересен опыт японской школы, где успешно действует цветовая система «Ирроритай». На ее основе Институт цветоведения разработал систему на 240 цветов, обязательных для изучения в школе. Все 240 цветов имеют свои названия и номера и поэтому знания достаточно просто контролируются. Японские педагоги считают, что цветовое воспитание дает возможность наиболее широко развивать органы чувств, творческие способности, эстетический вкус и желание постоянного движения к красоте. Построение зрительного образа окружающего мира ребенка начинается именно с цвета. Рука ребенка на подсознании тянется к цветку, ярким краскам, игрушке, т.е. к тому красочному, что так притягивает его внимание. Дети начинают знакомиться с цветом с помощью цветовых пятен, каракулей сделанными пальцами, ладошками. Позже ребёнок пробует сам держать карандаш или кисть, тем самым упражняет руку и накапливает цветовой опыт. Часто дети воспринимают цвет как признак предмета. Поэтому отношение к тому или иному цвету будет основываться на отношении к предмету: ребёнку понравился яркий одуванчик, следовательно, отношение к жёлтому цвету будет положительное. Повторение эмоций, в том числе и эмоциональное восприятие цвета, ведет к формированию чувств. Эстетическое чувство возникает при отношении ребенка к окружающему миру, предметам исходя из категории прекрасного. Оно проявляется в понимании средств выразительности в произведениях искусства, умении выделять, анализировать, создавать и намеренно использовать благоприятные цветовые сочетания в эстетической деятельности. «Умение видеть окружающий мир в цвете и адекватно его отражать является признаком визуальной культуры. Эстетическое отношение к цвету является, прежде всего, проявлением природной и социальной целостности личности». [3] Деятельность детей интуитивно направлена на восприятие цвета. «Дети часто работают с цветом искренне и естественно. Такова природа их чувства художественной формы…»,- отмечал В. Гуружапов. [2] Цвет - свойство окружающего пространства, которое школьник переживает, оценивает и отражает в своих действиях. У школьников небогатые представления о цвете и возникает проблема развития чувства цвета, которое формируется в процессе его эмоционального восприятия, тактильных ощущений цвета (работа в разных техниках), осмысления цвета (значение его в жизни, в произведениях искусства) и изобразительной деятельности (работа с цветом в процессе учебной и игровой деятельности). Так, «волшебные краски» предстают перед младшими школьниками в виде человечков-волшебников, создающих чудеса, смешиваясь друг с другом, образуя новые оттенки цвета. Краски - красная, желтая, синяя, белая и черная - играют на плоскости палитры и с учителем, позволяя ему осуществлять различные замесы, и с учащимися, которые могут объяснить, каким образом получается тот или иной оттенок цвета. Каждая краска-человечек имеет свое лицо и свой характер. Учитель в простой игровой форме доносит до учащихся элементарные понятия основ цветоведения. Следующий этап формирования цветовой культуры младших школьников – цветовоспроизведение, цветотворчество, которое предполагает работу с цветовым пятном, смешивание красок, эмоциональное и образное оживление цветового пятна. Эта работа активно стимулирует речевую активность детей и их образную фантазию. Цвет можно чувствовать, изучать, он пахнет, звучит, превращается. Работая в цвете, ребенок всецело погружается в творческий процесс. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что ребенок в процессе восприятия цвета приобретает умения взаимодействовать с окружающей цветовой средой, определять меру цвета, оценивать сочетания и грамотно использовать в творческой деятельности.

Список литературы:

  1. Гуружапов В.А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. РИА «Мы и Мир» МОСКВА 1999[Источник:http://psychlib.ru/mgppu/gky/gky-001.htm#]

  2. Яфальян А.Ф. Педагогические возможности цвета как эстетического средства выразительности // Эстетическое образование в период детства: Традиции, новации, реальность: Материалы Международных педагогических чтений, Екатеринбург, 21-22 апреля 2004 г. Т. 1. /Отв. ред. А.Ф. Яфальян. - Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2004.

Просмотров работы: 579