ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Керемли Н.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чтобы понять сущность психолого-педагогической деятельности в школе, нужно дать ответ на важный вопрос: «а в чём вообще состоит работа школьного педагога-психолога»? Существует много видов профессиональной психолого-педагогической деятельности. Можно преподавать психологию или заниматься психолого-педагогическим просвещением. Наряду с психолого-педагогической исследовательской работой также есть и прикладная психолого-педагогическая деятельность или практика в разных сферах социальной жизни. Особенность педагогической деятельности в том, что ее цели, задачи и ценности определяются той социальной системой, которой служит педагог-психолог. Также существует практика педагога-психолога, которая представлена самыми разными видами психологических служб. В этих службах педагог-психолог сам ставит цели и формирует ценности своей профессиональной деятельности, и сам предпринимает необходимые меры и несет ответственность за результаты выполненной работы.

Суть деятельности школьного педагога-психолога состоит в том, чтобы сопровождать ребенка в процессе всего обучения в школе. В последние годы понятие сопровождения приобрело особую популярность. Что подразумевается под словом «сопровождать»? В словаре русского слово «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого [6, 387]. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и трудности, которые возникают у него на пути. Помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, познавать себя. Но при этом не контролирует, не навязывает свои методы, идеи и ориентиры. И только в случае, когда ребенок заблудится или будет нуждаться в помощи, помогает ему вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его провожатый не могут значительно влиять на происходящее вокруг. Взрослый также не может наставить ребенка на путь, по которому обязательно надо идти. Выбор пути – это право каждой личности, но если на определённых этапах с ребенком оказывается человек, способный облегчить процесс выбора, то это большое преимущество. Именно в подобном сопровождении школьника на каждом этапе его обучения в школе и видится главная цель психолого-педагогической практики в школе.

В педагогике сопровождение понимается как деятельность, которая обеспечивает создание условий для того чтобы субъект принял развитие оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, 2001). Сопровождения в психологии рассматривается как система профессиональной деятельности, которая обеспечивает создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, 1997). Сопровождение, которое успешно организовано, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А. П. Тряпицына, 2001).

Отношения являются одним из важнейших аспектов сопровождения. На реализацию интеллектуальных способностей ребенка оказывают значимое влияние позитивные отношения между педагогами и учащимся. Поэтому необходимо формировать или восстанавливать особый тип отношений «взрослый-ребенок», гарантирующие ребенку доброжелательное принятие, помощь и поддержку. Это особая культура помощи и поддержки ребенка в решении задач его развития и обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога-психолога, который способен помочь ребёнку и поддрежать его в его индивидуальном образовании; как процесс, который содержит комплекс последовательных целенаправленных педагогических приёмов, которые помогают учащемуся сделать самостоятельный нравственный выбор при решении им образовательных задач; как взаимодействие между сопровождающим и сопровождаемым; как технологию, которая включает ряд последовательных этапов деятельности преподавателя, педагога-психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений школьниками; как систему, которая характеризует взаимообусловленность и взаимосвязь элементов: содержательного, целевого, процессуального и результативного.

В психолого-педагогическом сопровождении выделяются три группы целей. Идеальная цель – это развитие индивидуальных сфер ребенка (когнитивной, мотивационной, волевой, эмоциональной, действенно-практической, сферы саморегуляции, экзистенциальной). Идеальная цель уточняется в персонифицированной цели – достижение ребёнком оптимальных для него образовательных результатов, более высокого уровня образованности и развития индивидуальности. Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей школьника, на основе которых он может успешно справляться с образовательными задачами.

Необходимо также обозначить функции, чтобы определить направления и задачи психолого-педагогического сопровождения [4]:

• направление обучающихся в поток с доступным для них уровнем обучения;

• обучение учиться (научить работать с учебным материалом и дополнительной литературой, составлять опорные сигналы, писать конспекты, слышать и слушать, задавать вопросы и т. д.);

• социализация (присвоение норм поведения, которые приняты в данном обществе, формирование навыков общения с ровесниками, взрослыми и т. д.);

• целеполагание (формирование навыков ставить цели, подбирать общественно приемлемые средства для их осуществления, видеть себя в социуме сейчас и в перспективе и т. п.);

• коррекция в случае необходимости;

• обучение рациональной организации труда;

• профориентация и поддержка в профессиональном самоопределении;

• оказание помощи подростку в решении его проблем;

• научить заботиться о состоянии своего здоровья;

• формирование готовности к продолжению образования.

Даже если психолог-педагог работает с группой, психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика. Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Сам ученик, имеющий свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития, также является субъектом психолого-педагогического сопровождения.. На формы и содержание психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности конкретного ребёнка влияют особенности этого же ребёнка.

Идея психолого-педагогического сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем развития. Понимание психолого-педагогического сопровождения процесса саморазвития учащегося как деятельности субъект-субъектной ориентации, позволяет интенсифицировать процессы самопознания, творческой самореализации. Также приобретает особое значение в образовательном процессе.

Развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, нравственного здоровья школьников; превентивная и оперативная помощь в решении их индивидуальных проблем (О. С. Газман, 1995).

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостный и непрерывный процесс изучения личности ребёнка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в обществе на каждом возрастном этапе обучения в школе, который осуществляется каждым субъектом воспитательно-образовательного процесса в разных ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Это «метод, который обеспечивает создание условий для принятия школьником оптимальных решений в разных ситуациях жизненного выбора, особенно во время определения профиля обучения» (С. Новикова, 2007). Психологическое развитие и обучение ребенка в ситуации школьного взаимодействия выступает объектом школьной психолого-педагогической практики, а социально-психологические условия обучения и развития – предметом. Сопровождение является методом и идеологией работы педагога-психолога, и это значит нижеследующее.

Во-первых, следование за естественным развитием школьника на определённом возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, и не задаёт ему искусственно цели и задачи извне. Это положение очень значимо при определении содержания работы педагога-психолога. Он занимается не той деятельностью, которую считают важным преподаватели а той, которая нужна конкретному ученику или группе. Итак, в качестве обязательного аксиологического принципа, в модель школьной психолого-педагогической практики закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого учащегося, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития. Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого освоения учащимися системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым учеником личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир личности автономен и независим. В становлении и развитии этого уникального мира может сыграть важную роль взрослый. Однако педагог-психолог не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который в ситуации выбора тот может опереться и уйти от ответственности за принимаемое решение. Взрослый в процесе сопровождения, создавая ситуации выборов (этических, эстетических, интеллектуальных) наводит т ребенка на нахождение самостоятельных решений, помогает ему взять на себя ответственность за свою жизнь. В-третьих, в идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности школьника. Сопровождение, которое осуществляется педагогом-психологом, не ставит своей целью направленное влияние на те общественные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители. Цель сопровождения реалистичнее и прагматичнее: обеспечить ребёнка в рамках объективно данной ему социально-педагогической среды условиями для его максимального личностного развития и обучения.

На первый взгляд, первое и третье положения находятся в противоречии: с одной стороны, мы утверждаем приоритетность задач развития, которые решаются самим учащимся, его право быть таким, какой он есть, а с другой стороны, выделяем и его зависимость, и второстепенность деятельности педагога-психолога по отношению к содержанию и формам обучения, которые предлагаются ребенку тем или иным образовательным учреждением. Противоречие действительно имеется. Однако оно отражает то реальное объективное противоречие, в рамках которого разворачивается процесс развития личности ребенка. Также можно сказать, что наличие подобного противоречия объективно требует вмешательства педагога-психолога в этом развитии в форме сопровождения, а не руководства или оказания поддержки.

Наконец, в-четвертых, психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе в основном осуществляется педагогическими средствами, через преподавателя и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере, мы постулируем преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным участием педагога-психолога в жизни ребенка, его внутрисемейные и внутришкольные отношения. Это задает роль преподавателя в психолого-педагогической практике. Он является соратником педагога-психолога в разработке стратегии сопровождения каждого ученика и основным ее реализатором. Педагог-психолог же помогает преподавателю «настроить» процесс обучения и общение на конкретных учеников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).

2. Бурцева, И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / Ирина Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.

3. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие [Текст] / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.; Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального института: МОДЭК, 2004. – 463 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Электронный документ] // http://www.mirrabot.ru

5. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. [Текст] – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с. – (Мастера психологии).

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 4 [Текст] / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996. – 752 с.

7. Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: коллективная монография [Текст] / Т.В. Фуряева, И.Г. Каблукова; Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 304 с.

Просмотров работы: 1242