В « Планируемых результатах начального общего образования» четко прописаны требования к результатам освоения начального курса математики. Одним из важных требований является овладение знаково-символическими универсальными учебными действиями: «В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные» [2,с 42].
Как справедливо отмечено в примерной основной образовательной программе начального общего образования, развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем, освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения сформированных универсальных учебных действий обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач [3].
В частности А.Г. Асмолов говорит о том, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик [1,с.8].
А.Г. Асмолов выделяет особую группу общеучебных универсальных действий знаково-символические действия: замещение; кодирование/декодирование; моделирование.
Одной из основных задач начальной школы является формирование знаково-символических УУД школьников, которое заключается в способности представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. Знаково-символические универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функцию отображения учебного материала; выделение существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей в процессе обучения математике зависит от способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и позволяет не только обучать математике, но и активировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, формировать социальный статус математических знаний.
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что без специально организованной работы по формированию всех видов знаково-символической деятельности (замещение, кодирование-декодирование, схематизация и моделирование) нужные для обучения, мыслительные операции у некоторых детей формируются в более поздние периоды, а у кого-то могут сформироваться не до конца, выступать и далее в более примитивном, незавершенном виде. Более того, ребенок, предоставленный сам себе, не обладающий достаточно развитой знаково-символической деятельностью, может не достичь совершенных форм мышления, памяти и восприятия, даже став взрослым (М. В. Гамезо, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А. М. Рубахин, Л.Н. Фридман и др.).
Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление — в работах В.В. Афанасьева, А.В. Белошистой, В.А. Гусева, Л.В. Занкова, Т.А. Покровской, Е.И. Смирнова, Т.Г. Ходот, И.В. Шадрина, и других.
На современном этапе формирование знаково-символических универсальных учебных действий на уроках математики рассматривают такие ученые: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и другие.
Современное общество не стоит на месте. Развивается наука и техника, появляются новые информационные технологии. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Одним из таких средств является интерактивная электронная доска.
Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010. 160с.
Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение,2010. 99с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа:-[минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc]