Подростковый возраст занимает важное место в развитии человека, и представляет собой фазу перехода от детства к взрослости. Это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в интеллектуальной, психосексуальной и социальной областях. В данный период происходят глубокие внешние изменения, меняется характер, осваивается новый социальный опыт.
По мнению Л.Ф. Обуховой подростковый возраст - это очень сложный период жизни человека. В этот период утверждается личность подростка, формируется его мировоззрение, социальные установки, принципы и отношение, как к себе, так и к окружающим людям [1, с.98].
В подростковом возрасте у большинства усиливается стремление к самосовершенствованию. Со временем проявляется повышенная самоуверенность, появляется стремление к самостоятельности. Подросток начинает вести себя как взрослый человек. Для него важно, чтобы выслушали его точку зрения, мнение и непременно поддержали его. Часто происходит, что взрослые, а именно родители, педагоги и родственники не считаются с их мнением, критикуют его и между ними происходит некий конфликт или разлад. В такой ситуации подростки ведут себя по-разному. Некоторые прислушиваются к взрослым и с достоинством воспринимают критику. Другие напротив - закрываются от людей, от мира, от всех окружающих.
Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в себе, потребность в общении - с желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, на смену искренней нежности, ласковости могут быстро приходить черствость, отчужденность, враждебность и даже жестокость.
Принято считать, что в подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростка особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Именно в подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное усвоение опыта прошлых поколений, освоение социума, определение в нем собственного места и жизненных перспектив.
На развитие личности оказывают влияние различные факторы. Одним из них по праву может считаться та, или иная половая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще до рождения ребенка, тем интересом который проявляют окружающие к тому, кто родится: девочка или мальчик.
Существует ряд социальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам, стереотипам, нормам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, кого общество определяет как мужчин или женщин.
Как доказано учеными, гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологические различия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой и социальными нормами общества.
Для того чтобы эффективно помогать подросткам на пути саморазвития необходимо учитывать и их гендерные особенности.
Для работы с подростками, с учетом гендерного аспекта, предлагаются следующие общие технологии социальной работы: социальная диагностика, социальное консультирование и коррекция. Приведем краткую характеристику этих технологий.
Диагностика занимает важное место среди технологий социальной работы. Она позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении подростка, поэтому в работе с подростками необходимо правильно поставить диагноз и найти пути решения [3, с.92].
Социальная диагностика включает в себя ряд эмпирических методов, таких как интервьюирование, анкетирование и другие методы. Эти методы, в целом, помогают нам лучше разобраться в ситуации, найти проблему и причины её появления. Процесс диагностики состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение общего представления о клиенте. Второй этап предполагает проведение общей и специальной диагностики, т.е. происходит поиск проблем и их углубленное изучение. Далее следует построение выводов.
На заключительном этапе социальной диагностики определяется диагноз. Под диагнозом подразумевается заключение о состоянии «социального здоровья» исследуемого объекта. После постановки диагноза начинается разработка конкретных программ и решений.
Консультирование предусматривает как работу с самими подростками, так и работу с их родителями и учителями. Консультирование сосредоточено на ситуации и личностных ресурсах, на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения. Вместе с тем, психологическое консультирование представляет собой пограничную область, использующую возможности и обучения, и терапии. Методические подходы к консультированию родителей этих детей различны, но в любом случае консультант работает с фактами переживаний, а не с фактами объективной жизни. Основной целью социального консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими.
Важнейшим направлением социального консультирования является семейное консультирование. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Их проблемы можно решать только при анализе семейных отношений и учета особенностей общения подростков с их родителями [4, с. 485].
В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Также следует заметить, что организация психокоррекционного процесса должна включать в себя разнообразные формы и методы работы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач.
Одной из эффективных технологий в социальной работе по формированию гендерной идентичности является арт-тераппия. Технология арт-тераии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире, что является важным в формировании правильной гендерной направленности личности [2, с.93].
Следует отметить, что при работе с подростками важно учитывать гендерные особенности. В педагогической практике многие годы не уделялось внимания половым различиям детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками.
И.С. Клецина отмечает, что подростковый этап относится к негативной фазе, которая начинается у девочек в 11 – 13 лет, у мальчиков в 14 – 16 лет. Ее характерные черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями [5, с.5].
В психологической литературе сказано, что в подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов.
Следовательно, в коррекционной работе с подростками важно уделять внимание гендерным особенностям. Коррекция должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим подростком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится подросток.
Необходимо также помнить, что существуют основные принципы социальной работы с учетом гендерных особенностей.
Основными принципами социальной работы с девушками являются:
- отношение к ним как к личностям, способным самостоятельно принимать решения;
-умение внимательно слушать;
-стараться найти коллективные решения проблем;
-рассматривать конкретные проблемы не изолированно от социальных ситуаций.
Основными принципами социальной работы с юношами являются:
-объяснение мужского властолюбия и стремления доминировать под воздействием гендерных стереотипов;
-учет факта различия мужчин между собой;
-признание того, что представители мужского пола могут нуждаться в помощи;
-поддержка предопределение мужественности, основанного на отношениях поддержки и равенства полов.
Благодаря социальной диагностике выделяют проблемы на основе гендерного аспекта. Например, в социальной работе с девочками-подростками выделяют такие проблемы как подростковая беременность, несовершеннолетнее материнство, риск распространения заболеваний, передающихся половым путем. Все больше в нашу жизнь входит такое понятие как «юнисекс» - отождествление полов. Это активное участие девочек подростков в деятельность хулиганских и бандитских группировок.
Технология коррекции предлагает в качестве решения проблем гендерной социализации подростков открытие клубов по интересам: «Дискавери» (школа выживания). В этом объединении юношам предлагается услуги психологов, тренеров, педагогов[6, с.130].
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что посещение тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведении – снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявления. Таким образом, последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между подростками.
Нами было проведено исследование в средней общеобразовательной школе города Ульяновска. Было проведено анкетирование, целью которого было выявление гендерных особенностей у подростков.
В анкетировании принимали участие 30 человек, из них 17 юношей (57%) и 13 девушек (43%) в возрасте от 14 до 17 лет. Это подростки, учащиеся 8 и 9 класса средней школы.
Было проведено исследование по методике Сандры Бем «Маскулинность – Феминность».
Результаты исследования были переведены в процентное соотношение и представлены в виде диаграммы (Рис.1.)
Рис.1. Гендерные особенности подростков.
По данным исследования результат 6 подростков (20%) из числа опрошенных показал, что у них ярко выраженная маскулинность; у 8 человек (27%) - маскулинность; у 7 подростков (23%) – андрогинность; у 4 (13%) - феминность; и у 5 (17%) - ярко выраженная феминность.
Анкетирование позволило выявить нам основные закономерности проявления гендерных особенностей подростков. Основными задачами проведенного нами анкетирования являются:
- изучить гендерные особенности раннего подросткового периода, проявляющиеся у детей 14 лет;
- изучить гендерные особенности детей на последнем этапе становления личности, именно у подростков 17 лет;
- провести сравнительный анализ особенностей подростков, их различия в 14 и 17 лет.
Таким образом, проведенная диагностика гендерной направленности показала необходимость организации социальной работы с подростками с целью формирования гендерной идентичности.
Список использованной литературы:
Обухова Л.Ф. Возрастная психология/ В.А. Никитина. - М.: Высшее образование, 2006. - 456 с.
Бибикова Н.В. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы //Поволжский педагогический поиск. УлГПУ - Ульяновск, № 2(4)- 2013.-С.92-94.
Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение / А.И. Ковалева.- М.: Академия, 2003. – 211 с.
Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И.Холостова. – 6-е изд. - М.: Дашков и К°, 2009. - 860 с.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. – 37 с.
Ерохина Л.Д. Гендерология и феминология: учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 384с.